Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области
Описание образовательной программы
Адаптированная основная
общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это
общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Адаптированная
основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ―
Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения
АООП.
В основу разработки АООП для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход
к построению АООП для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает учет их особых образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Применение дифференцированного
подхода к созданию образовательных программ обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход
основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки,
раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики
развития личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Деятельностный подход в
образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация деятельностного подхода
обеспечивает:
• придание результатам образования социально и
личностно значимого характера;
• прочное усвоение обучающимися знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их продвижения в изучаемых
предметных областях;
• существенное повышение мотивации и интереса к
учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития на основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений
и навыков (академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
В основу АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены
следующие принципы:
― принципы государственной
политики РФ в области образования (гуманистический характер образования,
единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся
и воспитанников и др.);
― принцип
коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса,
обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
― принцип практической
направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым
материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и
умений, имеющих первостепенное значение для решения практико ориентированных
задач;
― принцип воспитывающего
обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений
(правильно/неправильно; хорошо/плохо и т. д.) и понятий, адекватных способов
поведения в разных социальных средах;
― принцип преемственности,
предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех
этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
― принцип целостности содержания
образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и
взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными
предметами, входящими в их состав;
― принцип учета возрастных
особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и
результаты личностных достижений;
― принцип учета особенностей
психического развития разныхгрупп обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
― принцип направленности на
формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным
поведением;
― принцип переноса усвоенных знаний
и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в
различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося
к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
― принцип сотрудничества с
семьей.
Структура АООП обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) включает целевой, содержательный и
организационный разделы.
Целевой раздел
определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП
образовательной организацией (далее ― Организация), а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную
записку; планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) АООП образования; систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП образования.
Содержательный
раздел определяет общее содержание образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и включает следующие программы,
ориентированные на достижение личностных и предметных результатов:
программу
формирования базовых учебных действий;
программы
отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программу
духовно-нравственного (нравственного) развития обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); программу формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни; программу внеурочной деятельности;
программу коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Организационный
раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также
механизмы реализации АООП Организацией.
Организационный
раздел включает: учебный план;
систему специальных
условий реализации основной образовательной программы в
соответствии с требованиями
Стандарта.