Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ивана
Сергеевича Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской
области
__________________________________________________________________
Принято
педагогическим советом
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области
Протокол № 1
от «26» 08 2024 г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ им. И.С.
Кошелева с. Лермонтово
Белинского района Пензенской
области
________________Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от «26» 08
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ» НА 2024-24 УЧЕБНЫЙ ГОД
УРОВЕНЬ-БАЗОВЫЙ
Возраст учащихся 7-17 лет
Срок реализации 1 год
Количество часов 34 в год.
Учитель: Лобышев А.И.
2024 г.
Рабочая программа кружка «Лыжные гонки» внеурочной деятельности
разработана на основе программы внеурочной деятельности среднего общего
образования в рамках внедрения ФГОС СОО МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с.
Лермонтово Белинского района Пензенской области, утвержденной 31.08.2021 г., приказ
№ 74. Данная программа спортивно-оздоровительного направления.
Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. (На реализацию курса
отводится 1 час в неделю 34 часа в год).
Ι. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение курса «Лыжные гонки» вносит существенный вклад в достижение
личностных, метапредметных, предметных результатов среднего образования.
Результаты освоения содержания курса «Лыжные гонки» определяют те итоговые
результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в
основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую
функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения
программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание
образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком,
оканчивающим основную школу.
Личностные результаты освоения предмета физической культуры
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного курса. Эти
качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении
учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении
необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно
значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и
физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
•
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о
функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и
перенапряжения средствами физической культуры;
•
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической
культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания
занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями
физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
•
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и
взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной
деятельности;
•
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и
спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
•
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных
занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
•
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и
отдыха;
•
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
•
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
•
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных
формах движения и пере движений;
•
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и
представлений посредством занятий физической культурой;
•
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
•
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития
современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять
полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
•
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи
совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
•
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время
учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
•
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба,
бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних
условиях;
•
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений
различной функциональной направленности, технических действий базовых видов
спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
•
умение максимально проявлять физические способности (качества) при
выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты освоения физической культуры
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний
и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на
базе освоения содержания курса «Лыжная подготовка», в единстве с освоением
программного материала других образовательных дисциплин, универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так
и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
•
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего
развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,
психических и нравственных качеств;
•
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации
человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и
обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
•
понимание физической культуры как средства организации здорового образа
жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
•
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих,
проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные
возможности и нарушения в состоянии здоровья;
•
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
•
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
•
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению
новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения
заданий;
•
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места
занятий и обеспечивать их безопасность;
•
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной
деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики
психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
•
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с
культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты
с позиций укрепления и сохранения здоровья;
•
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных
двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической
привлекательностью;
•
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного
мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов
общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
•
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
•
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
•
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
•
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
•
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений
из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их
использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и
физкультурно-оздоровительной деятельности;
•
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей
в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты освоения физической культуры
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного
курса. Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной
деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической
культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях
культуры.
В области познавательной культуры:
•
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
•
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их
целей, задач и форм организации;
•
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации
здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
•
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных
занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к
занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической
подготовленности;
•
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных
действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
•
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к
сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила
игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
•
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической
и физической подготовке в полном объеме;
•
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой
разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря
и оборудования, спортивной одежды;
•
способность
самостоятельно
организовывать
и
проводить
занятия
профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические
упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую
профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
•
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по
формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических
упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
•
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию
культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и
пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей физической подготовленности;
•
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями.
В области коммуникативной культуры:
•
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре,
грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
•
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями,
аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
•
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
•
способность отбирать физические упражнения по их функциональной
направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной
гимнастики и физической подготовки;
•
способность составлять планы занятий физической культурой с различной
педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
•
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых
двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и
анализировать эффективность этих занятий.
ΙΙ. Содержание программы
Примерный годовой учебный план разработан с учетом режима тренировочной работы в
неделю из расчета 34 учебных недель занятий.
№
Тема
Объем работы (ч)
п/п
1 Теоретическая подготовка
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
Вводное занятие
Лыжные гонки в РФ
Влияние занятий лыжными гонками на строение и
функции организма спортсмена
Гигиена, закаливание, питание и режим лыжника
Техника безопасности и профилактика травматизма на
занятиях на лыжах
Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж
Физическая подготовка
Итого
2.Практическая подготовка
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка
Техническая подготовка
Итого
Общее количество часов
1
1
1
1
1
1
1
7
10
12
5
34
1. Общие требования безопасности
1.1.
К тренировочным занятиям
допускаются учащиеся
только после
ознакомления с правилами техники безопасности и имеющие медицинский допуск к
занятиям лыжными гонками.
1.2. При осуществлении тренировочного процесса необходимо соблюдать правила
поведения в спортивной школе, спортивном зале , время тренировок
1.3. При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при
травмах
1.4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации
учреждения
1.5. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать установленный порядок проведения
учебных занятий и правила личной гигиены
1.6. Тренировочные занятия должны проводиться в соответствии с расписанием учебных
занятий, составленными с учетом режима занятий в общеобразовательных организациях и
отдыха.
2. Требования безопасности перед началом занятии
2.1 Проверить подготовленность лыжни или трассы.
2.2 Проверить исправность спортивного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви.
2.3. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и
перчатки или
3. Требования безопасности во время занятий
3.1. Начинать тренировку только, выходить на трассу только при участии и разрешении
тренера-преподавателя.
3.2. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м., при спусках с горы
не менее 30 м.
3.3. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки
3.4. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы.
3.5. Следить друг за другом и немедленно сообщать тренеру-преподавателю о первых же
признаках обморожения.
3.6. Во избежание потертостей не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной
обуви,
4. Требования безопасности при аварийных ситуациях
4.1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути,
сообщить
об этом тренеру-преподавателю и с его разрешения двигаться к лыжной базе.
4.2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии,
сообщить об этом тренеру-преподавателю.
43. При получении учащимся травмы оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования техники безопасности по окончании занятий.
5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.
5.2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
5.3. Тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
Теоретическая подготовка
1. Вводное занятие. История развития лыжного спорта. Российские лыжники
на Олимпийских играх.
Содержание работы секции. Возникновение, развитие и распространение лыж.
Краткие исторические сведения об Олимпийских играх. Российские лыжники на
Олимпийских играх, Виды лыжного спорта.
2. Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена, закаливание, режим
тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой
помощи при травмах.
Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для
проведения занятий и соревнований. Особенности организаций занятий на склонах.
Помощь при ушибах, растяжении, обморожении. Личная гигиена спортсмена,
Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значения и способы
закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных
нагрузок. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья.
Недопустимость употребления алкоголя, курения при занятиях лыжным спортом .
Значение и содержание самоконтроля в процессе занятия лыжным спортом,
Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля.
3. Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази, парафин.
Выбор лыж. Способы обработки скользящей поверхности лыж. Выбор лыжных палок.
Уход за лыжным инвентарем. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов.
Факторы, влияющие на выбор мази. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок.
4. Основы техники способов передвижения на лыжах.
Понятие о технике лыжного спорта. Классификация способов передвижения на
лыжах. Структура скользящего шага. Техника ходов, спусков, подъемов, торможений,
поворотов на месте И в движении. Ошибки при выполнении способов передвижения на
лыжах и их исправление.
5. Основные средства восстановления.
Спортивный массаж, самомассаж и их применение в тренировочном процессе
- Основные приемы самомассажа. Гидромассаж и его применение.
Водные
процедуры как средство восстановления.
Практическая подготовка
1. Общая и специальная физическая подготовка. (ОФП, СФП)
Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости,
координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные
игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости, Эстафеты и
прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и
быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные
упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на
увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств,
специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и
лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.
2. Техническая подготовка.
Обучение общей схеме выполнения классических и коньковых способов передвижения
на лыжах.
Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение
рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном
скольжении. на согласованную работу рук и ног при передвижении на лыжах
различными способами.
Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в
облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой
стойках.
Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуёлочкой», ступающим,
скользящим, беговым шагом.
Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением.
Обучение поворотам на месте и в движении,
3. Практические рекомендации по организации физической» технической
подготовки и оценке контрольных упражнений.
В процессе реализ ации физической и технической подготовки в спортивно оздоровительных группах наиболее универсальным тренировочным средством
являются подвижные спортивные игры, позволяющие придать учебно-тренировочному
процессу эмоциональную окраску и тем самым поддержать интерес к занятиям лыжным
спортом.
Поскольку в спортивно-оздоровительных группах занимаются учащиеся
разного паспортного и биологического возраста, с неодинаковой физической
подготовленностью, то при про ведении всевозможных игр, эстафет, игровых заданий
возникает проблема уравнивания возможностей занимающихся.
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п Наименование
Единица измерения Количество изделий
Оборудование, спортивный инвентарь
1.
Лыжи гоночные
пар
15
2.
Крепления лыжные
пар
15
3.
Палки для лыжных гонок
пар
15
Дополнительное и вспомогательное оборудование и спортивный инвентарь
4.
Мяч баскетбольный
штук
15
5.
Мяч волейбольный
штук
4
6.
Мяч футбольный
штук
1
7.
Секундомер
штук
1
8.
Скакалка гимнастическая
штук
5
9.
Скамейка гимнастическая
штук
2
10.
Стенка гимнастическая
штук
4
11.
Мотоблок, гусеничная приставка, комплект
1
Приспособление для нарезки лыжни
Методические материалы
Тренировочная работа организуется на основании данной Программы и
проводится в течение 34 недель в году. Преимущественный возраст занимающихся 7-17
лет.
В качестве основного принципа организации тренировочного процесса предлагается
спортивно-игровой
принцип,
предусматривающий
широкое
использование
специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий. Основными
формами тренировочного процесса являются: групповые тренировочные и теоретические
занятия, работа по индивидуальным планам, медико-восстановительные мероприятия,
тестирование, участие в соревнованиях.
Список литературы:
Нормативиые документы
1. ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 29,12.12 г.
2. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре,
условиям реализации дополнительных предпрофсссиональных программ в области
физической культуре и спорта (по циклическим, скоростно-силовым видам спорта и
многоборьям) и к срокам обучения по этим программам;
3. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и
методической деятельности в области физической культуры и спорта (Приказ Мине
порта от 27.12.13. №1125)
4. Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам
в области физической культуры и спорта
5. Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. № 26 "Об утверждении
федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «лыжные гонки».
Учебно – методическая литература:
1. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования
детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва/ГКВ. Квашук и др. - М.: Советский спорт, 2005 - 72 с,
2. Физиология спорта / Под ред. Дж+Х, Уилмор, Д.Л. Костил. - Киев. Олимпийская
литература, 2001.
3. БутинИ.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, - 368 с.
4. Мартынов B.C. Комплексный контроль в лыжных видах спорта,- М., 1990
5. Поварницин АЛ, Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт,
1976
6. Холодов Ж+К,, Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учебное пособие, - М.; Издательский центр «Академия», 2000.
Интернет ресурсы:
1. www.flgr.ru - федерация лыжных гонок России
2. www.minsport.gov.ru - министерство спорта России
3. минобрнауки.рф/ - министерство образования РФ
4. http://www.oblsport.kirov.ru — управление по физической культуре и спорту
Кировской области
5. hnp://www,$kisporurij/ - Журнал «Лыжный спорт
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)