Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлые ниточки» для 5 класса

МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово
Белинского района Пензенской области
Обсуждено
на педагогическом совете школы
Протокол №1 от 26.08.24 г.

Утверждено
Директор МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с. Лермонтово ______________
В.Н. Сорокина
Приказ № 80 от 26.08. 24 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Весёлые ниточки»
для 5 класса

Составитель: Сорокина Н.В.

2024 – 2025 учебный год

I.

Пояснительная записка

Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и
памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем
развития моторики быстро утомляются, им трудно выполнять письменные задания,
концентрировать внимание, делать выводы. У детей появляются чувство тревоги, возникают
комплексы, что в дальнейшем приводит к отставанию в учебе. Практика показывает, что огромный
толчок для развития моторики рук детей дает вязание, перемотка ниток, завязывание и
развязывание узелков. Данная программа направлена на обучение детей вязанию крючком. Вязание
крючком – процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального
крючка.
Вязание крючком одно из самых первых изобретенных человеком ремесел. Изначально это
было исключительно мужское ремесло, но постепенно стало женским. Современное искусство
вязания крючком было разработано в 16 –м веке в Англии и во Франции. Так же известно о том.
Что образцы вязания были найдены в индейских племенах в начале 20 века.
В России вязание крючком получило распространение с конца 19 века. Этим рукоделием
занимались женщины на посиделках. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для
них узоры из народной вышивки крестом и ткачества.
Пройдя через века, оно дошло до наших дней, получило развитие и стало одним из любимых
занятий, как взрослых, так и детей. Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной
жизни вещей могут изготовить учащиеся, умея вязать. Клубок ниток и небольшой компактный
инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные
рельефные узоры. Но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком
применяют как для изготовления одежды целиком (свитер, шарф, платье), так и отделочных
элементов (воротнички, манжеты, пуговицы) или украшений (салфетки, занавески, покрывала).
Последнее время набирает популярность вязание крючком игрушек, бижутерии, модных
аксессуаров.
Курс обучения вязания крючком планируется на 1 учебный год с расчетом на
самостоятельную работу детей. Занятия проводятся с учащимися 6 класса один раза в неделю по 1
часу. Практика показывает, что этот возраст наиболее подходит для овладения техникой вязания в
силу и физических способностей, и из-за слабо развитой моторики мелких мышц пальцев рук.
В процессе реализации программы используются информационно – компьютерные
технологии. В работе используются презентации и фильмы как при освоении учащимися новых
приемов вязания, так и при подведении итогов работы. Учащимся даются рекомендации по работе с
интернет ресурсами при отборе материалов, фасонов, узоров вязания. Дети вовлекаются в работу с
ИКТ при отчете о своей деятельности.
При обучении данному курсу внедряется проектная деятельность учащихся. Проект это
слияние теории и практики, он заключает в себя постановку задачи и её практическое выполнение.
Проекты в курсе вязания стимулируют интересы детей, формируют познавательную активность,
учат коммуникативности через групповую и парную деятельность. В ходе реализации проектов
учащиеся применяют ИКТ.
Дляуспешного освоениянеобходимо интенсивное развитие психических процессов и

зрительно-моторной
координации.Занятиявкружкепомогаютразвиватьмелкиемышцыкистейрук.Крометого,вязаниепозво
ляет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от
нагрузок,которымичреватасовременная жизнь.
В конце каждого учебного года рекомендуется организовать в школе отчетную выставку
лучших изделий. Самые интересные и красивые изделия можно представить на различные
конкурсы прикладного творчества, на районные выставки.
Принципы построения программы
В основе построения данной программы лежат практическая направленность и личностно –
ориентированный подход. Дети должны четко представлять, что каждое созданное ими изделие
пригодится на кухне (прихватки, грелки на чайник) или на письменном столе (карандашница,
футляр для очков, пенал), их можно подарить друзьям и близким.
При реализации данной программы осуществляется индивидуальный подход к каждому
ребенку при обучении приемам вязания. Одни дети легко усваивают любой новый узор и быстро
продвигаются в усвоении программы, другие медленнее. Им нужно больше времени и внимания
руководителя для овладения техникой вязания.
II

Цель программы

Развитие мелкой моторики пальцев рук через овладение учащимися техникой вязания
крючком, обучениеосновамитехникамвязаниякрючком.
Задачи программы:
Обучающие:
-изучениетехнологиииособенностейвязанияизделийразличнойстепенисложности;
-умениепользоватьсясхемамииобразцамидлявыполнениямоделей;
-овладениеметодамииприемамисамостоятельнойработы;
-освоениеправилбезопаснойработысинструментамииматериалами.
Развивающие:
-развитиеусидчивости,аккуратности,внимания,моторныхнавыков;
-развитиетворческогомышленияидобросовестногоотношениякработе;
-развитиеэстетическоговкуса.
Воспитательные:
-формированиеинтересаобучающихсяквязаниюкрючкомиспицами;
-воспитаниетрудолюбия,терпения,аккуратности,взаимовыручкиивзаимопомощи;
-воспитаниеупорствавдостижениижелаемыхрезультатов;
-воспитаниеналучшихтрадицияхженскогорукоделия.
Участие детей в школьных, районных выставках, конкурсах, фестивалях.

Программа кружка «Весёлые ниточки» носит практико-ориентированный характер. Она
способствует
не
только
привитию,
совершенствованию
определенных
трудовыхуменийинавыков,ноиспособствуетразвитиюличностногоитворческогопотенциалаобучаю
щихсяпосредствомдекоративно-прикладной деятельности.
Образовательная программа «Весёлые ниточки» предназначена для учащихся среднего
школьного возраста (11-15лет).
Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием
они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы
интерес к творчеству не угасал и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.
III

Учебно-материальная база

Помещение
Помещением для проведения кружка может служить кабинет технологии. Он достаточно
просторный, хорошо проветриваемый, с хорошим естественным и искусственным освещением.
Свет должен падать на руки детей с левой стороны. Столы расставлены так, чтобы дети могли
работать, не стесняя друг друга, а руководитель кружка мог подойти к каждому ученику, при этом,
не мешая работать другому учащемуся. В помещении находится стол руководителя, шкаф для
хранения незаконченных изделий, пряжи, ниток, образцов.
Методический фонд
Для успешного проведения занятий в кабинете имеется выставка изделий; таблицы; с образцами
ниток, узоров вязания, показов приемов вязания; журналы и книги по вязанию.
Материалы и инструменты
Нитки и инструменты для выполнения работ учащиеся приобретают самостоятельно.
Руководителю необходимо иметь запасные инструменты и нитки. Основным инструментом
является крючок. Крючки бывают металлические, пластмассовые, деревянные, разной толщины.
Выбирая крючок, необходимо проверить, хорошо ли он отшлифован, не велика ли бородка.
Острая, с глубоким вырезом бородка будет цепляться за нитки и палец, плохо протаскивать петли
при вязании. Так же нужно иметь ножницы, иглы и нитки, сантиметровую линейку.
IV

Структура проведения занятий
1) Общая организационная часть.
2) Проверка домашнего задания.
3) Знакомство с новыми материалами (просмотр изделий).
4) Практическое выполнение приемов и образцов вязания.

Правила безопасности проведения занятий
1. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в футлярах или пеналах.
2. Нельзя делать резких движений рукой с крючком.
3. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцом
вперед с сомкнутыми лезвиями.
4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавками – они могут порвать изделие, сломаться.
Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
5. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы вязаное полотно
оставалось всегда чистым, а на руках не оставалось мелких частиц шерсти.

6. Во время работы клубок лучше держать в специальной клубочнице, небольшой корзине или
коробке, стоящей на столе с левой стороны от работающего учащегося.
7. По окончанию работы все инструменты следует складывать в рабочую коробку, крючки в
футляр и убирать вместе с неоконченной работой.

В результате освоения программы внеурочной деятельности обучающиеся получают
целый комплекс знаний и приобретают определенные умения.
получат следующие знания:
 об истории и видах вязания крючком;
 названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
 названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки;
 правила организации рабочего места;
 правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
 основных приемов вязания крючком и техники их выполнения;
 об условных обозначениях;
смогут овладеть:
 навыками подготовки, планирования и организации трудовой деятельности на рабочем
месте с соблюдением культуры труда;
 навыками чтения и составления технической технологической документации;
 навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и
правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
 навыками выполнения технологических операций с использованием инструментов и
приспособлений;
 умением разрабатывать творческие идеи, изготавливать изделия с использованием
различных техник вязания;
 навыками самостоятельности и сотрудничества со своими сверстниками.
Личностные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться
- позитивному отношению к учебной, познавательной и творческой деятельности;
- осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
-самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в
результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов
трудовой деятельности человека-мастера;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,
делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
-совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа
предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и
инструменты;

- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки,
схемы, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения
операций с помощью выкройки, чертежных инструментов;
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать
пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
источниках(интернет);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать
простейшие обобщения и выводы;
- понимать и принимать информацию, представленную в схематичной форме для решения
различных учебных задач
Коммуникативные УУД
Ученик научится или получит возможность научиться
- доносить свою позицию до других;
- оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни;
- договариваться сообща;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре.
Предметные результаты
Ученик научится или получит возможность научиться
 подбирать материалы и инструменты для вязания, рационально размещать их на
рабочем месте;
 применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами:
режущими (ножницы), колющими (спицы, швейные иглы);
 анализировать устройство изделия: выделять детали и их форму;
 выполнять простейшие элементы вязания (лицевые петли, изнаночные, накид);
 выполнять вязание по схеме;
 рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия;
 выполнять вязание по кругу;
 определять назначение изделия и самостоятельно его изготавливать.
V Содержание программы
№п/п Раздел

программы

1

Введение

2

Знакомимся с узорами вязания

3

Осваиваем технику вязания

Кол- Содержание
во
часов
Знакомство с видами крючков и
3
ниток. Изучение правил техники
безопасности.
Обучение учащихся основным
12
приемам
вязания:
воздушная
петля, полустолбик, столбик с
накидом,
столбик
с
двумя
накидами,
столбик с тремя
накидами. Отработка выполнения
изученных узоров.
Выполнение учащимися простых
9
изделий, помогающих освоить

4

Вяжем для дома

15

5

Сувениры

4

Украшаем интерьер

11

Модные вещицы

12

Итоговое
работ
ИТОГО

занятие.

Выставка 2

технику вязания крючком: круга,
квадрата,
шестиугольника,
треугольника.
Изготовление
кружковцами
изделий для дома и кухни:
прихватки, кухонно – настенного
панно, подставки под горячее.
Выполнение детьми игрушек –
сувениров.
Выполнение детьми панно
и
салфеток для украшения своей
комнаты, квартиры, дома.
Изготовление учащимися шарфа,
футляр для сотового телефона,
ажурного воротника.
Оформление
выставки
работ
учащимися.

68

Требования к уровню подготовки учащихся:
Знать:
1)
О роли трудовой деятельности в жизни человека.
2)
О влиянии трудовой деятельности на здоровье человека
3)
Назначение, сферы применения, основные свойства материалов
(ниток, текстиля, пряжи)
4)
Назначение и применение инструментов (крючки, ножницы, иглы)
5)
Правила техники безопасности при работе с крючком и ножницами.
6)
Условные обозначения основных узоров вязания крючком: воздушная петля, полустолбик,
полустолбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с двумя и тремя накидами, пышный
столбик, колечко.
Уметь:
1)
2)
3)
4)

Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности и контроль
за её ходом и результатом.
Подбирать необходимые инструменты и материалы и соблюдать технику безопасности.
Подбирать необходимую информацию об объекте деятельности, используя схемы вязания,
рисунки, эскизы на бумажных и электронных носителях.
Изготавливать изделие основных элементов вязания из доступных материалов по образцу,
рисунку, эскизу.
5) Соблюдать последовательность технологических операций при выполнении изделий.
6) Подобрать нитки по цвету и фактуре, как контрастные цветовые гаммы, так и
сочетающиеся в одной.

Ожидаемые

результаты:

Основныетребованиякзнаниямиумениямобучающихся
Знать (теория)
Правила безопасности при работе с
колющими и режущими инструментами,
утюгом.
Название
и
назначение различных
материалов (различные виды нитей,
синтепон, вата).
Название
и
назначение
ручныхинструментов(ножниц
ы,крючок,булавка,
сантиметроваялентаит.д.).
Термины, употребляемые при вязании
крючком,спицами(воздушная
петля,столбикбез накида и с накидом,
Соединительный столбик, лицевая петля,
изнаночная петля).
Простейшие
условные
обозначения,
используемыевсхемах.
Правила вязания
прямого и круглого
полотна,
правила
прибавления
и
убавленияпетель.

VI

Уметь (практика)
Соблюдать правила безопасности при
работе с колющими и режущими
инструментами, утюгом.
Самостоятельно подобрать крючок, нитки
для изделия.
Правильно пользоваться инструментами.

Оформить готовое изделие,
окончательную
обработку
изделия.

выполнить
готового

Зарисовать условные обозначения и вязать
их.
Освоить технику вязания прямого и
круглого полотна, уметь прибавлять и
убавлять петли, вязать по простейшим
схемам и описаниям.

Методические рекомендации:

Данная программа направлена на формирование у детей системы умений и навыков, необходимых
им, для дальнейшей современной жизни. В ходе реализации данного курса у детей воспитывается
дисциплинированность, трудолюбие, доброжелательность, организованность, умение общаться,
помогать друг другу, повышается личностная самооценка. У учащихся закладываются основы
экономически рационального подхода к расходованию денежных средств. Связать новую
оригинальную вещь можно используя, нитки при роспуске старых вещей, вышедших из моды.
При посещении данного кружка, дети вовлекаются в проектную деятельность, что дает
толчок развития коммуникативных функций ребенка. Все ученики в ходе занятий обучаются
использовать современные компьютеры и интернет – ресурсы. Освоение детьми программы
кружка «Весёлые ниточки» поможет им в дальнейшей жизни, в коллективной и трудовой
деятельности.

Использованная литература для учителя:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1.Л.М.Фридман «Психологический справочник учителя», г. Москва «Просвещение» 1992 г.
П.А.Рудик «Психология», г. Москва,«Просвещение» 1993 г
С.Ф. Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» г. Москва «Просвещение» 1992 г.
Т.И. Ерёменко «Кружок вязания крючком» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
А.М. Гукасова «Рукоделие в начальных классах» г. Москва «Просвещение» 1984 г.
М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
М.В. Максимова «Азбука вязания» г. Москва П.К. «Алтай» 1992 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Использованная литература для учеников:
Белякова О.В. « 207дучших подарков своими руками» .Издательство «Лада» Москва 2009
год.

2
3
4
5

М.К. Андрукович «Вязание. Модные дополнения» г. Минск «Полымя» 1991 г.
С. Кириянова «700 новых узоров для вязания крючком» г. Москва «Внешсигма» 2000 г.
Журнал «Валя – Валентина». Издатель ЗАО «Импост» с 2007 года по 2012 год
Интернет –ресурсы:
1) 1.http://www.schoolbase.ru - Всероссийский школьный портал.
2) Сайт http://www.rukodelie.bu / Журнал «Ксюша. Для любителей рукоделия

3) «Вязание крючком», мультимедийное программное обеспечение для ПК, издатель «Новый
диск». 2008г.
4) Клуб рукоделие http://www.club-rukodelie.com/toys.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».