Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире живописи»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени
Героя Советского Союза И.С. Кошелева с.Лермонтово Белинского района Пензенской
области

РАССМОТРЕНО
на
Педагогическом совете
Протокол № 1 от 26.08.24.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ
___________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26.08.24

ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«В мире живописи»
Для учащихся 3 класса

1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире живописи» в области
изобразительного искусства разработана в соответствии с федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного
общего
образования и на основе:
«Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеобразовательных программ в области
искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской
Федерации от 21.11 2013 № 191-01-39/06-ГИ, а также с учетом программ для
подготовительных групп детских художественных школ, составители
программ: Т.Б. Донцова, Н.В.Жуков С.М. Даниэль, С.П. Станжевская,
И.М.Горная, 1987.
Программа «В мире живописи» реализуется во внеурочной деятельности
учащихся 3 класса МОУ СОШ им И.С.Кошелева с.Лермонтово Белинского
района Пензенской области.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности
«В мире живописи», обусловлена тем, что занятия живописью являются
одними из основных дисциплин подготовки будущего художника. Занятия
изобразительным искусством являются важным условием гармонического
развития личности, способствует формированию нравственности. В основе
преподавания изобразительного искусства должно быть положено
систематическое развитие у детей способности, эстетически воспринимать
действительность и по мере сил творчески отражать её в художественных
образах.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний
момент. Она составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве
нашего времени и соответствует уровню развития детей 9-10 лет. Данная
программа является подготовительной ступенью для дальнейшего обучения
учащихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программе «Живопись». В основе занятий изобразительным искусством
лежит рисование с натуры, по представлению, по памяти, после
непосредственных наблюдений, выполнение заданий на основе воображения
и фантазии, а также наброски, упражнения. В программе указаны все виды
работ, примерные темы и объекты для рисования, то есть учебные задания.
Указывается также, в каком материале данные задания должны быть
выполнены.
Программа предусматривает изучение следующих понятий:
 Композиционная организация изображения;
 Форма, пропорции, конструкция;
 Цвет и освещение;
 Пространство и объем.
2

 В основе всех занятий лежит наблюдение и изучение окружающей
действительности, формирование у детей целостного, живого
представления о предметах и явлениях.
Цель – создание условий для развития мотиваций, формирования навыков
творческой действительности и самореализации личности ребенка через
знакомство с многообразием видов изобразительного искусства.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
 Обучение основам изобразительного искусства, опирающиеся на
художественную специфику реалистического искусства.
 Освоить
систематическое
развитие
художественно-творческой
способности, зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной
культуры, пространственного мышления, и фантазии.
 Изучить основы линейной и воздушной перспективы (на примере
геометрических тел и предметов быта).
 Освоить понятие цветотеневых отношений.
 Сформировать технические приемы от простых до более сложных
(рисунок, живопись)
Развивающие:
 Развить навыки грамотного композиционного решения на заданном
формате.
 Развить комплекс необходимых
для художника качеств( так
называемая «постановка глаза», целостность видения).
 Развить умение наблюдать, анализировать и запоминать увиденное.
 Развить способность применять полученные знания и умения в
самостоятельной работе.
Воспитывающие:
 Воспитывать эстетическое отношение к действительности, искусству,
явлениям художественной культуры, народным традициям.
 Воспитывать аккуратность.
 Воспитывать интерес к занятиям через, показ слайд-шоу, репродукции и
посещение выставок.
 Воспитывать терпение, наблюдательность и доводить дело до конца.
Отличительно особенностью данной программы является то, что
она адаптирована к условиям образовательного процесса МОУ СОШ
Объем учебного времени, предусмотренный
на реализацию данной программы
Занятия программы внеурочной деятельности «В мире живописи»
рассчитаны на 1 год, 1 час в неделю,34 часа в год.
Планируемые результаты
3

Личностные результаты:
− критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
− осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
− развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
− развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности;
− развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
− освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах;
− формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве с другими обучающимися.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
− умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения
цели;
− умение ставить цель (создание творческой работы), планировать
достижение этой цели;
− умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
− способность адекватно воспринимать оценку наставника и других
обучающихся;
− умение различать способ и результат действия;
− умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи;
− способность проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве;
− умение осваивать способы решения проблем творческого характера в
жизненных ситуациях;
− умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с
изначальным
замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо
продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
− умение осуществлять поиск информации в индивидуальных
информационных архивах
обучающегося, информационной среде
образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных
образовательных ресурсов;
− умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих
задач;
− умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
− умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
− умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
− умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений
4

об объекте;
− умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
− умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в
модель, где
выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
− умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе
самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
− умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и
критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
− умение выслушивать собеседника и вести диалог;
− способность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
- умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими
обучающимися: определять цели,
функции участников, способы
взаимодействия;
− умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
− умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
− умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− владение монологической и диалогической формами речи.
Требования к знаниям, умениям учащихся
учащийся должен знать:
Общие сведения об изобразительном искусстве;
Способы получения составных цветов, оттенков одного и того же
цвета, светлых и темных оттенков;
Иметь понятие о хроматической ахроматической гамме цветов;
Иметь понятие о холодной и теплой цветовых гаммах.
Учащийся должен уметь:
Уметь рисовать линии разного направления и характера;
Уметь изображать пейзаж в характерной для данного времени года
цветовой гамме;
Объяснять и учитывать в работе роль цвета в создании настроения в
рисунке;
Гармонично заполнять всю поверхность листа элементами
изображения;
Выбирать положение листа в зависимости от содержания
изображаемого (вертикальное, горизонтальное);
Выбирать величину изображения предметов соответственно размеру
листа (масштаб).

5

Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в
основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить,
руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий
по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника
исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, уч кинофильмы, аудио
записи.

6

Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи
следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в
основном, на рисовании с натуры натюрмортов, которые необходимо ставить,
руководствуясь принципами цветовой гармонии. Задания предусматривают
наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий
по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художниковклассиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника
исполнения и формат работы обсуждаются с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия
для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты,
фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники,
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные
ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, уч кинофильмы, аудио
записи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы и
демонстрации результатов обучения.
Подведение итогов реализуется в рамках следующих мероприятий:
Выставки рисунков; конкурсы рисунков школьные, районные, областные,
региональные, всероссийские, международные.
Формы диагностики результатов обучения
Беседа, тестирование, опрос
7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы

Количество часов
Теорети Практич
В мире живописи
ческие
еские
занятия
занятия
1 четверть
1. Вводная беседа. Беседа об основах изобразительной грамоты.
1
1
1
Беседа о рисунке.
2. Цветы в натюрморте (натура)
1
1
3. Осенние зарисовки (листопад, дождь и т.д.)
1
0.5
0.5
4. Пейзаж «Золотая осень»
1
1
5. Гризайль
1
1
6. «Дом, в котором я живу» (по памяти, наблюдению)
1
1
7. Рисование на восприятие (зачитывание текста)
1
0.5
0.5
8. Короткие зарисовки с натуры предметов разной формы
1
0.5
0.5
(овощи, фрукты и т.д.)
9. Подведение итогов. Работа на свободную тему
1
1
2 четверть
10. «Мои любимые игрушки»
1
0.5
0.5
11. Пейзаж «Зимушка-зима»
1
1
12. Натюрморт с натуры (2-3 предмета, построение)
1
1
13. Натюрморт (завершение работы в цвете)
1
1
14. Композиция на тему «Зимние игры»
1
0.5
0.5
15. Композиция на тему «Новый год», «Карнавал»
1
1
16. Подведение итогов. Свободная тема
1
1
3 четверть
17. Деревья (зима, лето, осень, весна)
1
0.5
0.5
18. Рисование геометрических фигур (натура)
1
1
19. Натюрморт из 2-3 предметов
1
1
20. . Натюрморт из 2-3 предметов (завершение работы)
1
1
21. Фигура человека
1
0.5
0.5
22. Фигура человека
1
0.5
0.5
23.
1
0.5
0.5
24. Композиция-иллюстрация к сказке К.Чуковского «Доктор
1
0.5
0.5
Айболит»
25. Композиция «Праздничный стол»
1
0.5
0.5
26. «Петушок и курочка»
1
0.5
0.5
27. Пейзаж «Весна в городе»
1
1
4 четверть
28. Свободная тема
1
1
29. Натюрморт из 2-3 предметов
1
0,5
0,5
30. Натюрморт из 2-3 предметов (завершение работы)
1
1
31.Живые цветы (натура)
1
1
32. Ветки дерева
1
1
33. Свободная композиция
1
0.5
0.5
34. Композиция «В парке»
1
1
Всего:
34
Всего
часов

8

Список литературы для преподавателей
1. Алексеева В., «Что такое искусство», М.: «Советский художник», 1991 г.,
236 с.
2. Воронова О., «Искусство скульптуры», М.: «Знание», 1981.: 109 с.
3. Ермонская В., «Что такое скульптура», М.: «Изобразительное искусство»,
1977 г., 172 с.
4. «Школа изобразительного искусства», 5 вып., изд. 3, М.: «Изобразительное
искусство», 1994 г., 197 с.
5. «Школа изобразительного искусства», 5 вып., изд. 3, М.: «Изобразительное
искусство», 1994 г., 197 с.
6. Осокин Н., «Волшебный резец», М.: «Московский рабочий», 1981 г. , 172
7. 7.Ли Н. «Основы учебного академического рисунка вып. 1 М., «Эксмо»
2003. - 365 с.;
8. Ли Н. Основы учебного академического рисунка М., «Эксмо», 2009, - 479 с.;
9. Авесян О.А. Натура и рисование по представлению вып. 1 М.,
«Изобразительное искусство», 1985 , - 145 с.;
10. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. Вып 1 М.: Просвещение. Владос.
1995.-148 с.;
11. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом. Вып.1 М.: Просвещение.
1982.-157 с.;
12. Механик Н.С. Основы пластической анатомии. С./П., 2006.-227 с. Издание
репринтное по оригиналу 1958 г.;
13. Барчаи Е. Анатомия для художников М., «Эксмо», - 2008, 319 с.;
14. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя
изобразительного искусства. М.: 1984.-172 с.;
15. Гордон Л. Рисунок М.: Эксмо. 2001.-143 с.;
16. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты М., 1981, - 239 с.;
17. Костерин Н.П. «Учебное рисование» М., «Просвещение», 1990, - 270 с.;
18. Юсов Б.П., Минц Н.Д. Изобразительное искусство в начальных классах М.,
Просвещение, 1986, - 50 с.;
19. Левин С.Д. Беседы с юным художником вып.1 М.: Советский художник
1988.- 288 с.;
20. Хогард Б. Динамическая анатомия для художников. Т. Родничок 216 с.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Список литературы для учащихся
Королёв Б.А. Материалы и техника рисунка. М.: Изобразительное
искусство. 1987.-92 с.;
Школа изобразительного искусства в 10 томах. Том I издание 3.М.:
Изобразительное искусство. 1994.- 200 с.;
Фостер У. Рисуем животных М.: АСТ: Астрель, 2007.-32 с.;
Фостер У. Рисуем лошадь М: АСТ: Астрель, 2009.-31 с.;
Фостер У. Как рисовать М.: АСТ: Астрель, 2009.-32 с.;
Ли Эймис, Тони Д/Адемо Рисуем птиц Минск: 2008.-56 с.;
Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью М.: ЭКСМО 2009;
Лумис Эндрю Рисуем головы. М: АСТ: Астрель, 2009.-31 с.;
Уиллис Фриц Рисуем лица. М: АСТ: Астрель, 2009.-31 с.
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».