Внеурочная общеразвивающая программа
«Юнармия»
направленность программы – физкультурно-спортивная,
9 класс, срок реализации – 1 год обучения.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по патриотическому направлению «Спорт -залог успеха»
в 9 классе подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и концепцией физического и
военно-патриотического воспитания. Курс введён в часть учебного плана МОУ СОШ им.
И.С.Кошелева с.Лермонтово, формируемого участниками образовательного и воспитательного
процесса.
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды
деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно
решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской
Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по
желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном
плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений
внеурочной деятельности выделено военно-патриотическое направление.
Программа внеурочной деятельности «Юнармия» предназначена для военно-патриотического
воспитания обучающимися, проявляющими интерес к данному направлению деятельности.
Программа разработана на основе требований к результатам освоения образовательной
программы. Предлагаемая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» содержит:
- пояснительную записку, состоящую из введения, цели и задач программы;
- описание особенностей реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место
проведения занятий;
- планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности;
-требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности;
- способы проверки результатов;
- материально-техническое обеспечение;
- тематическое планирование, состоящее из учебно-тематического плана и содержания программы по
годам обучения;
- список литературы.
Принципы:
1. Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и
внеурочной форм работы.
2. Системность и преемственность – взаимозависимость содержания форм воспитания
учащихся начального, среднего и старшего звена.
3. Взаимодействие всех участников воспитательного процесса: определение общих целей
педагогов, учащихся, родителей; организация сотрудничества и сотворчества на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.
4. Событийность: наличие в содержании и формах воспитания эмоционально значимых
событий, формирование способности быть творцами и участниками этих дел.
Ожидаемый результат – личность:
Высоконравственная;
Духовно богатая;
Со сформированным чувством национального самосознания и достоинства;
Социально активная;
Стремящаяся к саморазвитию;
Ведущая здоровый образ жизни.
Цель программы:
создание в школе единого воспитательного пространства, развитие личности каждого ребенка в
духе патриотизма.
Задачи:
развитие школьной демократической системы воспитания, где главным критерием
является развитие личности ребенка, вхождение его в мир культуры;
воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности
Родине, готовности к служению Отечеству;
изучение истории и культуры Отечества и родного края;
воспитания уважения к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и
обычаям своей страны. Родного края;
физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни и воспитания
негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
участие в подготовке граждан к военной службе;
межведомственное
взаимодействие
и
координация
усилий
всех
участников
воспитательного процесса в организации досуга учащихся, в профилактической работе по
предупреждению безнадзорности и правонарушений;
1.
развитие форм ученического самоуправления;
активизация социльно - психологической помощи учащимся и семьям.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему
народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной
символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
сформированная гражданская компетенция.
Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе
этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,
представителями различных социальных групп.
Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими
детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная
коммуникативная компетенция.
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Понимание
и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного,
психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих
сохранить и укрепить здоровье.
Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или
отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня,
участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной
информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и
действий полководцев;
анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации,
устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и
международных событий;
овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.
Коммуникативные:
умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками
в отряде;
приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной
задачи;
умение находить общее решение и разрешать конфликты;
соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают
современные СМИ;
владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой
информации;
использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военнопатриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
владеть навыками управления строя;
готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике
разного уровня;
готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной
технике для участия в конференциях и конкурсах.
Основные направления патриотического воспитания:
работа по духовно – нравственному воспитанию;
поисково – эколого – краеведческая работа;
проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, участие в военных
сборах;
поисковая работа по увековечению памяти защитников Отечества, участие в проведении
экспедиций, запись воспоминаний очевидцев памятных событий, военной истории Отечества;
организация работы военно-спортивных, трудовых и оздоровительных лагерей для молодежи
и детей;
участие в улусных и республиканских смотрах, конкурсах.
Основные формы работы:
Проведение соревнований, игр, экскурсий, экспедиций «Изучение родного края», по
памятным местам;
Встречи с ветеранами войны, тыла и труда, «Уроки мужества»;
Торжественные построения у памятных мест;
Участие в школьных сборах, слетах «Юнармии»
Участие в научно-практических конференциях, викторинах, соревнованиях, конкурсах;
Посещение школьного музея, изучение архивных данных, пополнение его фонда;
Музейные уроки, уроки краеведения;
Празднование дней воинской славы России;
Проведение мероприятий «Неделя боевой славы», «Вахта памяти»
Тематическое планирование «Юнармия» 9 кл
№
п/п
Тема занятия
Сроки
проведения
1
Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Постановка целей и
задач.
2
Символы государства (герб, флаг, гимн). Знай, люби и
гордись своим городом.
3
Что значит: «Я- гражданин»? Многонациональная Россия.
Общефизическая подготовка.
4
Земляки герои ВОВ. Великая Отечественная война в
истории
моего
города Чехова.
Общефизическая
подготовка.
5
Практическое занятие. Строевая подготовка.
6
Морские узлы, их применение и способы завязывание.
7
Песни военных лет. Строевая подготовка.
8
Практическое
дисциплины.
9
Строевая подготовка. Спортивные игры.
10
Общефизическая подготовка.
11
Химическая защита. Одевание противогаза и ОЗК.
12
«Это нужно не мертвым, это нужно живым».
13
Топография. Ориентирование на местности. Работа над
картами.
14
Практическая работа по ориентированию.
15
Спортивные игры.
16
Подготовка к зимней игре «Зарница». Общефизическая
подготовка.
17
Подготовка к зимней игре «Зарница». Лыжная подготовка.
18
Подготовка к зимней
ориентирование.
19
Далекое прошлое нашего края. Анкетирование «Край
родной, я горжусь тобой»
20
Знаменитые земляки. Встреча с известными земляками.
21
Подвижные игры с элементами гимнастики.
занятие.
Легкая
игре
атлетика
«Зарница».
беговые
Спортивное
Примечание
22
В час великих испытаний. Город –герой Москва. Дорога
жизни, Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.
23
Лыжная подготовка.
способами.
24
Общефизическая подготовка.
25
Разборка и сборка автомата.
26
Строевая подготовка.
27
Подготовка к смотру и строя и песни, посвященный ко
Дню Победы ВОВ. Общефизическая подготовка.
28
Общефизическая подготовка.
29
Подготовка к летней игре «Зарница». Туристическая
подготовка.
30
Установка палатки на время. Физическая подготовка.
31
Вахта памяти. Участие в общегородских
посвященных ко Дню Победы в ВОВ.
32
Элементы спортивного ориентирования. Работа над картой
и компасом
33
Общефизическая подготовка.
34
Практическое
дисциплины.
Подъемы
занятие.
Легкая
и
спуски
атлетика
разными
акциях,
беговые резерв
Литература:
1. Барчукова Г.В. «Учись играть в настольный теннис». М.: Советский спорт, 1989.-48с.,ил.
(физкультурная библиотека школьника).
2. Внеурочная
деятельность
учащихся.
Волейбол:
пособие
для
учителей
и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011.-77с.: ил.(Работаем по новым стандартам).
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для В67 детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) [Текст].- М.: Советский спорт.
2005.-112с.
4. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).
5. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград:
Учитель, 2011.- 251с.