Рабочая программа основного общего
образования.
Внеурочная деятельность «Спортивный туризм»
для 9 классов.
34часа
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением российской школы, в соответствии с происходящей
модернизацией образования страны, является сохранение и укрепление здоровья
учащихся.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации, утвержденной
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751,
в качестве одной из основных целей определены формирование здорового образа
жизни и развития детского и юношеского спорта.
Наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека
является туризм. Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках
начала ХIХ и обозначат экскурсию или путешествие.
Под школьным туризмом понимается туристская деятельность учащихся,
выходящая за рамки учебных программ.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные туристы-спасатели»»
разработана на 34 ч, в соответствии с требованиями:
-Федерального Государственного образовательного стандарта начального
(основного) общего образования,
-письмом Министерства образования и науки Российской Федерации №08-1786 от
28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»;
на основе:
-Основной образовательной программы Начального (основного) общего
образования
-Плана внеурочной деятельности МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово
-Программой внеурочной деятельности «Туристско-краеведческая деятельность»
общего образования под редакцией Л.П.Савельевой.
Актуальность программы заключается в том, что туристские походы и
экскурсии очень привлекательный для детей, так как в них есть возможность
постоянного совершенствования спортивного мастерства и изучения природного,
культурного и исторического наследия своей малой родины. Программа носит
образовательно - развивающий характер. Содержание программы направлено на
создание условий для укрепления и сохранения физического и психического здоровья
учащихся.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья, улучшение физической
подготовленности и физического развития через туристскую деятельность.
Задачи:
- формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и
спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и
навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной
ответственности за свое здоровье;
- обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
спортивного туризма;
- создание эффективной системы подготовки учащихся для получения
спортивных разрядов по туризму;
- педагогическое руководство воспитанием гуманистических принципов
уважения к личности ее правам и свободе.
- формирование ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности.
Учебный план и программа занятий предусматривают обучение ребят азбуке
туризма - сообщение им начальных сведений по организационным вопросам
подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных
понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, общей
физической подготовке, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при
заболеваниях и травмах.
Реализация программы рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа, 1 час в неделю.
Продолжительность занятия 45 минут. Из них 12 часов отводится для проведения
экскурсий, соревнований, походов выходного дня.
Занятия проводятся во внеурочное время детей.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, улицы села, спортивный зал,
спортивная площадка школы.
Форма организации внеурочной деятельности
Обучая детей навыкам туризма необходимо использовать все доступные формы и
методы работы. Это тематические и игровые уроки, тематические занятия,
эвристические беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, использование
компьютерных программ, экскурсии, просмотр видеофильмов, игры, тренировки,
соревнования, социально-значимые акции и др.
Так как игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в
интерес к содержанию задания, который лежит в основе формирования
познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, следует активно
использовать все известные игровые методики. Эти методики включают в себя
практически все формы работы:
- тематические праздники;
- ролевые, деловые, обучающие, дидактические игры,
- конкурсы;
- эстафеты;
- диалоги;
- беседы;
- диспуты;
- тренинги;
Они представляют широкие возможности для творческой деятельности и
интеллектуального развития ребенка. Игра способствует развитию воображения.
Поскольку оно необходимо для создания новых ситуаций и правил игры. Чаще всего
игры используются при контроле знаний. Виды контроля: текущий контроль умений и
навыков; контроль домашней подготовки; итоговый контроль.
Ценностные
ориентиры:
программа
имеет
туристско-краеведческую
направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник
туристской прогулки, сюжетно-ролевой игры, экскурсии или похода будет выполнять
посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно
распределить следующие социально-профессиональные роли: командир, ремонтный
мастер, направляющий, замыкающий, штурман, проводник, дежурный, костровой,
санинструктор, завхоз по снаряжению, знаток погоды, знаток птиц, знаток растений,
знаток трав, знаток достопримечательностей, знаток туристской кухни, знаток
водотоков и водоёмов, знаток рыб, знаток туристской фотографии, знаток туристских
песен, знаток истории родного края и т. п.
Совершенствуя полученные в начальном образовании универсальные учебные
действия, обучающиеся получают новые теоретические знания и практические умения
в области истории и культуры малой родины через различные виды практикоориентированной деятельности в системе должностно - ролевого туристскокраеведческого самоуправления, проявляют уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям прежних времён, а также в процессе обучения формируется
патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные,
материальные, художественные и культурные ценности родного края. Ведущим
методом внеурочной деятельности является метод решения практических задач
(познавательных, исполнительских, творческих).
Формы и виды контроля.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
1. Поисково-исследовательский метод.
2. Метод самореализации, самоуправления через участие в соревнованиях,
походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.
3. Метод контроля врачебный, самоконтроль.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.
Также разнообразны формы работы:
- лекционные занятия;
- практические занятия;
- тренировка по развитию физических качеств, закреплению различных
практических умений и навыков;
- проведение соревнований по спортивному ориентированию;
- участие в туристических слётах;
- участие в военно-спортивных играх;
- проведение викторин, конференций по охране природы;
- краеведческие экспедиции, походы, экскурсии;
- метод проектов;
Планируемые результаты освоения программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Требования к результатам освоения программы задают критерии оценки
личностных, метапредметных и предметных результатов на каждом году обучения.
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные
действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
К личностным результатам относится система ценностных ориентаций
школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и
отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства,
личностные качества. Личностные универсальные учебные действия выражаются
формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и
Я», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин»,
«школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные
роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман»
и др.).
К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные
способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности
(образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность
обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её
компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания
окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность
операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной
информации.
К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе
внеурочной деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт
творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной
самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных
ролей в системе должностно-ролевого туристско-краеведческого самоуправления;
ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной
коммуникации.
Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося
осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в
конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой
деятельности в устной и письменной форме.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников
распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимание социальной реальности в повседневной жизни): приобретение знаний о
правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике
безопасности при занятии физическими упражнениями и туризмом, способах и
средствах передвижения на местности пешком и на лыжах, способах ориентирования
на местности и об элементарных правилах выживания в природе, о принятых в
обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры,
российских традициях памяти героев отечественных войн, русских народных играх, о
правилах конструктивной групповой деятельности на туристской прогулке и
экскурсии, об основах организации коллективной деятельности в туризме и
краеведении, о способах организации досуга, о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников
к базовым ценностям российского общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений обучающихся к своему здоровью и здоровью
окружающих людей, к физкультуре и занятиям туризмом, к природе, к малой родине и
родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение младшими школьниками опыта
самостоятельного социального действия): приобретение обучающимся опыта
актуализации
физкультурно-оздоровительной
деятельности
в
социальном
пространстве, опыта заботы о младших и организации их досуга, опыта волонтёрской
деятельности, опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной
деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия
на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает
вероятность появления социокультурной идентичности, социально-коммуникативных
компетенций и компетенции в сфере сохранения и укрепления здоровья.
Социокультурная идентичность — осознание школьником себя в контексте
управления социокультурным пространством собственного существования, принятие
себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.
Социально-коммуникативная компетенция предполагает высокую степень
эффективности самовыражения и самореализации
школьника в социальном
взаимодействии
(при
соблюдении
этикета,
принципов
коммуникативной
толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного
взаимодействия, владение управленческими (организаторскими) компетенциями
(изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов
удовлетворения потребностей и т. д.).
Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по
предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями,
умениями и навыками в вопросах туризма и краеведения, которые можно применять в
социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной
коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.
Обучающиеся узнают:
- основные этапы истории туризма;
- основные виды туризма;
- историю своей школы, её традиции;
- основные вехи истории родного края;
- азбуку туристско-краеведческой деятельности;
- правила поведения в музеях и других общественных местах;
- основные термины, применяемые в детском туризме и краеведении;
- основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;
- основные виды растительного и животного мира своего края;
- способы передвижения и преодоления естественных и искусственных
препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;
- способы охраны природы в туристском путешествии.
Обучающиеся получат возможность узнать/познакомиться:
- основные социальные функции туризма и краеведения;
- ведущие музеи, исторические и памятные места своего села и района;
- жизнь и деятельность выдающихся путешественников, соотечественников,
внёсших вклад в развитие туризма;
- с методикой проведения поисково-исследовательской работы;
- правила оформления краеведческого исследования;
Обучающиеся научатся:
- общаться с людьми;
- систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять
его и хранить;
- вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;
- оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;
- осуществлять фотосъёмку исследуемых объектов туристского интереса;
- соблюдать правила личной гигиены;
- овладеть элементарными туристско-бытовыми навыками;
- выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;
- владеть техникой перемещения на местности пешком и на лыжах с грузомрюкзачком;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- вести исследовательские краеведческие записи;
- составлять справочную картотеку;
- выступать с докладами
- работать с научно-популярной литературой;
- ориентироваться в пространстве, на местности, в своём городе;
- рисовать планы местности;
- владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и
искусственных препятствий.
В процессе реализации программы у учащихся будут
формироваться/совершенствоваться следующие качества:
- инициативность;
- аккуратность;
- коммуникабельность;
- целеустремлённость;
- самокритичность;
- творческая активность;
- способностью к оказанию взаимопомощи;
- самостоятельность;
- исполнительность;
- способностью к взаимодействию в команде;
- физическая активность;
- выносливость;
- упорством в достижении поставленных целей;
- уважением к старшим, родителям, семейным традициям;
- милосердием, заботой о старших и младших;
- экологическая культура;
- любовью к своей малой родине;
- трудолюбие.
Учебно-тематический план
Количество часов
№
Наименование разделов и тем
Всего
1
1
1
3
Вводное занятие. Правила поведения и техника
безопасности во время занятий. Нормы поведения в
горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Инструктаж по
ТБ
Природа родного края. Охрана природы. Виды
туризма. Туристские возможности нашего края.
Понятие о карте. Условные знаки топографических
карт. Масштаб и его виды. Компас.
Теория
1
2
1
1
4
Способы ориентирования. Обход препятствий.
Определение разметки маршрута.
2
1
1
5
Ориентирование по местным приметам.
Действия в случае потери ориентировки
Узлы и их применение в туризме. Виды узлов
1
1
2
6
Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и
самостраховки.
8 Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви.
9 Правила соревнований по спортивному
ориентированию. Спортивное снаряжение
10 Установка палатки в различных условиях. Подбор
группы и распределение обязанностей
11 Туристские должности в группе. Выполнение
обязанностей по должностям в период подготовки
7
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Практика
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
похода
Разрядные требования по спортивному туризму,
спортивному ориентированию.
Причины возникновения аварийных ситуаций в
походе и меры их предупреждения.
Психологические аспекты взаимоотношений в
группе
Правила подачи сигналов бедствия
Определение погодных условий до и во время
проведения похода
Калорийность, вес и нормы дневного рациона.
Норма закладки продуктов. Составление меню,
списка продуктов на день, на весь поход.
Обеспечение группы продуктами питания в походе
Способы добычи огня
Подготовка к походу, путешествию. Составление
плана-графика движения. Подготовка снаряжения.
Обеспечение безопасности в туристском походе, на
тренировочных занятиях
Первая медицинская помощь в природных условиях
Использование лекарственных растений при
различных заболеваниях
Итоговое занятие
Совместное осуществление и последующий анализ
походов выходного дня, экскурсий, соревнований с
целью отработки навыков ориентирования,
техники пешеходного туризма, сбора
краеведческого материала. (в течение учебного
года)
Итого
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
34
16
6
18