Рабочая программа курса «Разговоры о важном»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.И.С.Кошелева с. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Одобрено на заседании
педагогического совета МОУ
СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
Протокол №1от 26. 08.2024г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с. Лермонтово
________________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 .08. 2024 г.

Ра

Рабочая программа
курса
«Россия — мои горизонты»

Класс
10-11
Учитель - Кузьмина М.Б.
Количество часов - 34 час (1ч.в неделю)

2024 год

И

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа)
разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования с учётом выбора
участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного
образования: не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую
и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям
обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по
обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года
обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и
уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания,
выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и
многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность
школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного
гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся
по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к занятию учитель должен
внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо
обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть – мотивационная, вторая
часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала,
оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и наполняет её
смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны зависит от
каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент будущего. Знания – это возможность найти

своё место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия – страна возможностей, где
каждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС. Информационное
телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный статус и функции – быть источником достоверной
информации о России для всего мира. В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не
распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Российские
железные дороги вносят огромный вклад в развитие экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а
профессии в этих направлениях очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности нашей
страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян продовольствием,
а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское
хозяйство – это отрасль, которая объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание
истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой истории –
одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая
грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему важна крепкая семья?
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие
в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о предшествующих поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и
дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей и традициями
разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность,
вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник дохода. Своим небольшим
вкладом мы создаём будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в
общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые дела граждан России:

благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об окружающих.
Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ «Родиныматери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери: примеры из истории
и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как
особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном
уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные люди,
которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование и
ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от
древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей до
закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела, история праздника. Информационные источники
формируют общественное мнение. Профессиональная этика журналиста. Издание печатных
средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные
газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции. История
основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие
годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и самореализации.
Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и
технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и
опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким
кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры хозяйства к
управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России?
Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа с цифровыми
технологиями. Какое значение имеет использование цифровой экономики для развития страны?
Механизмы цифровой экономики. Технологическое предпринимательство как особая сфера
бизнеса. Значимость технологического предпринимательства для будущего страны и её
технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим мышлением.
Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День защитника
Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня. Защита

Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития страны.
Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские
исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот,
развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности
и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном здоровье, спорт
как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека. История и
традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для
творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов, писателей, художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании
своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого человека.
Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития российской
гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины.
Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия, служения
обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей
(труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране,
когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память
о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые
нельзя забывать.

Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры
для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России, объединяющие всех граждан
страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности
и инициативы; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; целенаправленное
развитие внутренней позиции личности на основе духовно-нравственных ценностей народов
Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы;
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического
воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического
воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового
воспитания, экологического воспитания, осознания ценности научного познания, а также
результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: владеть
навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания; проявлять готовность и
способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками
получения необходимой информации из словарей разных типов, уметь ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников; использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач
с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; определять
назначение и функции различных социальных институтов.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; владеть языковыми
средствами – уметь ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях; самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владеть
навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных

процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном».
Русский язык и литература: формирование понятий о нормах русского литературного языка
и развитие умения применять знания о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение
умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений
различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры; формирование представлений об изобразительновыразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический,
историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
Иностранный язык: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран
изучаемого языка; развитие умения использовать иностранный язык как средство для получения
информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Информатика: формирование представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире; формирование базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и
работы в Интернете.
История: формирование представлений о современной исторической науке, её специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; формирование
умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности,
поликультурном общении; развитие умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в
дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: овладение знаниями об обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение умениями выявлять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов; формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире; формирование представлений о методах
познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; развитие навыков
оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа
для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
География: формирование представлений о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических
процессов и проблем; формирование системы комплексных социально ориентированных

географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства,
о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве; владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий; владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; владение умениями географического
анализа и интерпретации разнообразной информации; владение умениями применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её
условий; формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы
и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, её
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой; владение основными методами научного познания; формирование собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к
глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Наименован
№
ие разделов
п/п и тем
программы

1

Образ
будущего.
Ко Дню
знаний

2

Век
информации.
120 лет.
Информацио
нному
агентству
России
ТАСС

Кол
-во
час
ов

1

1

3

Дорогами
России

1

4

Путь зерна

1

Дата
Основное содержание

Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление
движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего
страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны
зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование –
фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия –
страна возможностей, где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее страны.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для всего мира.
В век информации крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
«Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Российские железные дороги
вносят огромный вклад в развитие экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный
для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы стратегически важно для
будущего страны, а профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой

Основные виды
деятельности

Цифровые
ресурсы

02.09
https://razgovor.edso
o.ru/

09.09
https://razgovor.edso
o.ru/

16.09
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

23.09

5

6

День
учителя

Легенды о
России

7

Что значит
быть
взрослым?

8

Как создать
крепкую
семью. День
отца

1

1

1

1

является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его
мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего
населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель –
советчик, помощник, участник познавательной деятельности
школьников.
Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль России в
мировой истории – одна из стратегий информационной войны
против нашей страны.
Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Финансовая самостоятельность и финансовая
грамотность.
Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и
навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о

30.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

07.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

14.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

21.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

9

Гостеприимн
ая Россия.
Ко Дню
народного
единства

10

Твой вклад в
общее дело

11

С заботой к
себе и
окружающи
м

12

День матери

13

Миссиямилосердие
(ко Дню
волонтёра)

1

1

1

1

1

предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность,
вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа
бюджета страны, основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
Доброта и забота – качества настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об
окружающих.
Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница семейного очага, воспитательница
детей. У России женское лицо, образ «Родины-матери».
Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем
страны. Защита материнства на государственном уровне.
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное
служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.

04.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

11.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

18.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

25.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

02.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

14

15

16

17

18

День Героев
Отечества

Как пишут
законы?

Одна страна
– одни
традиции

День
российской
печати

День
студента

1

1

1

1

1

Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни
и здоровья, спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в
России. От инициативы людей до закона: как появляется
закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом
процессе.
Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на
Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём
люди мечтают в Новый год.
Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто
в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Информационные
источники формируют общественное мнение.
Профессиональная этика журналиста. Издание печатных
средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные
средства массовой информации
День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –
это путь к овладению профессией, возможность для творчества
и самореализации. Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор? Студенчество и

19.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

16.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

23.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

13.01
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

20.01
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

19

20

21

22

23

БРИКС (тема
о
международ
ных
отношениях)

Бизнес и
технологиче
ское
предпринима
тельство
Искусственн
ый
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодейст
вия
Что значит
служить
Отечеству?
280 лет со
дня
рождения Ф.
Ушакова
Арктика –
территория
развития

1

1

1

1

1

технологический прорыв.
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство и многообразие стран
БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Экономика: от структуры хозяйства к управленческим
решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в
основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для
развития страны? Механизмы цифровой экономики.
Технологическое предпринимательство как особая сфера
бизнеса. Значимость технологического предпринимательства
для будущего страны и её технологического суверенитета.
Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при
условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и
критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему
для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база
России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с проектами развития

27.01
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

03.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

10.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

17.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

03.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

24

Международ
ный женский
день

25

Массовый
спорт в
России

26

27

28

29

День
воссоединен
ия Крыма и
Севастополя
с Россией.
100-летие
Артека
Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство?
185 лет со
дня
рождения
П.И.
Чайковского
Моя малая
Родина
(региональн
ый и
местный
компонент)
Герои
космической
отрасли

1

1

Арктики.
Международный женский день – праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть
жизни современного человека. Условия развития массового
спорта в России.

10.03
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

17.03
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

24.03
1

История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.

1

Искусство – это способ общения и диалога между поколениями
и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во
всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.

1

1

Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов
прекрасен и неповторим своими природными, экономическими
и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Исследования космоса помогают нам понять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

07.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

14.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

21.04

30

31

Гражданская
авиация
России

Медицина
России

32

Что такое
успех? (ко
Дню труда)

33

80-летие
Победы в
Великой
Отечественн
ой войне

1

1

1

1

большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как
мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история
развития российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в
области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия,
служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей
России.
Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек
должен иметь знания и умения, быть терпеливым и
настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
День Победы – священная дата, память о которой передаётся
от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.

28.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

05.05

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

12.05
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

19.05
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.eds
oo.ru/

34

Жизнь в
Движении

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
11 КЛАСС
№ Наименовани
е разделов и
п/ тем
п программы

1

Образ
будущего. Ко
Дню знаний

2

Век
информации.
120 лет.
Информацион
ному
агентству
России ТАСС

1

19 мая–День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детейи молодежи,
знакомство с различными проектами.

26.05

34

Кол
иче
ство
час
ов

1

1

Дата
Основное содержание

Иметь образ будущего – значит иметь ориентир, направление
движения, позитивный образ будущего задаёт жизни
определённость и наполняет её смыслами. Образ будущего
страны – сильная и независимая Россия. Будущее страны
зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование –
фундамент будущего. Знания – это возможность найти своё
место в обществе и быть полезным людям и стране. Россия –
страна возможностей, где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее страны.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)
– это крупнейшее мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны. Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для всего мира.
В век информации крайне важен навык критического

Основные виды
деятельности

Цифровые
ресурсы

02.09
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

09.09
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

3

4

5

6

Дорогами
России

Путь зерна

День учителя

Легенды о
России

1

1

1

1

мышления. Необходимо уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не распространять их.
«Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские
и транспортные перевозки. Российские железные дороги
вносят огромный вклад в развитие экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный
для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы стратегически важно для
будущего страны, а профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой
является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян продовольствием, а его
мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего
населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными
технологиями: роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель –
советчик, помощник, участник познавательной деятельности
школьников.
Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль России в
мировой истории – одна из стратегий информационной войны

16.09
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

23.09

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

30.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

07.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

7

8

9

10

11

Что значит
быть
взрослым?

Как создать
крепкую
семью. День
отца

Гостеприимна
я Россия. Ко
Дню
народного
единства

Твой вклад в
общее дело

С заботой к
себе и
окружающим

1

1

1

1

1

против нашей страны.
Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своих
близких и свою страну. Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества – основа взрослого
человека. Финансовая самостоятельность и финансовая
грамотность.
Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и
навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимство – качество, объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность,
вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без налогов, это основа
бюджета страны, основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
Доброта и забота – качества настоящего человека, способного
оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие.
Добрые дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об
окружающих.

14.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

21.10
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

04.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

11.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

18.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

12

День матери

13

Миссиямилосердие
(ко Дню
волонтёра)

14

15

День Героев
Отечества

Как пишут
законы?

1

1

1

1

16

Одна страна –
одни традиции

1

17

День
российской

1

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка
в доме, хранительница семейного очага, воспитательница
детей. У России женское лицо, образ «Родины-матери».
Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем
страны. Защита материнства на государственном уровне.
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное
служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни
и здоровья, спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов
от древних времён до наших дней. Законодательная власть в
России. От инициативы людей до закона: как появляется
закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом
процессе.
Новогодние традиции, объединяющие все народы России.
Новый год – любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на
Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём
люди мечтают в Новый год.
Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто

25.11
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

02.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

19.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

16.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

23.12
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

13.01

печати

18

19

День студента

БРИКС (тема о
международны
х отношениях)

20

Бизнес и
технологическ
ое
предпринимат
ельство

21

Искусственны
й интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействи
я

1

1

1

1

в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника. Информационные
источники формируют общественное мнение.
Профессиональная этика журналиста. Издание печатных
средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные
средства массовой информации
День российского студенчества: история праздника и его
традиции. История основания Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –
это путь к овладению профессией, возможность для творчества
и самореализации. Перспективы получения высшего
образования. Как сделать выбор? Студенчество и
технологический прорыв.
Роль нашей страны в современном мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство и многообразие стран
БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам развивать
торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение
российской культуры для всего мира.
Экономика: от структуры хозяйства к управленческим
решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в
основе которой лежит работа с цифровыми технологиями.
Какое значение имеет использование цифровой экономики для
развития страны? Механизмы цифровой экономики.
Технологическое предпринимательство как особая сфера
бизнеса. Значимость технологического предпринимательства
для будущего страны и её технологического суверенитета.
Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при
условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и
критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто

20.01
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

27.01
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

03.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

10.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

22

Что значит
служить
Отечеству?
280 лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

23

Арктика –
территория
развития

24

Международн
ый женский
день

25

26

27

Массовый
спорт в России
День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека
Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.

1

1

1

1

обучает ИИ.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского флотоводца Ф.Ф.
Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.
Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему
для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база
России. Российские исследователи Арктики. Россия – мировой
лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день – праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Развитие массового спорта – вклад в благополучие и здоровье
нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть
жизни современного человека. Условия развития массового
спорта в России.

1

История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития и самореализации.

1

Искусство – это способ общения и диалога между поколениями
и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей, художников, признанных во

17.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

03.02
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

10.03
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

17.03
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

24.03
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

07.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

Чайковского

28

29

30

Моя малая
Родина
(региональный
и местный
компонент)

Герои
космической
отрасли

Гражданская
авиация
России

1

1

1

31

Медицина
России

1

32

Что такое
успех? (ко

1

всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Россия – великая и уникальная страна, каждый из её регионов
прекрасен и неповторим своими природными, экономическими
и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне.
Патриот честно трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Исследования космоса помогают нам понять, как возникла
наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях невесомости
космонавты проводят сложные научные эксперименты, что
позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как
мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история
развития российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые рекорды российских
лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.
Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в
области медицины. Профессия врача играет ключевую роль в
поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и человеческого сочувствия,
служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность
поколений и профессия человека: семейные династии врачей
России.
Труд – основа жизни человека и развития общества. Человек
должен иметь знания и умения, быть терпеливым и

14.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

21.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

28.04
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

05.05

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

12.05

Дню труда)

33

80-летие
Победы в
Великой
Отечественной
войне

Жизнь в
34 Движении

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы
добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
День Победы – священная дата, память о которой передаётся
от поколения к поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
1
Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые нельзя забывать.
19 мая–День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют активных, целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных
1 организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детейи молодежи,
знакомство с различными проектами.

34

19.05
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

26.05
Беседа с
обучающимися

https://razgovor.ed
soo.ru/

Календарно - тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

Дата

1
2

Образ будущего. Ко Дню знаний
Век информации. 120 лет.
Информационному агентству России ТАСС
Дорогами России
Путь зерна
День учителя
Легенды о России
Что значит быть взрослым?
Как создать крепкую семью. День отца
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного
единства
Твой вклад в общее дело
С заботой к себе и окружающим
День матери
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра)
День Героев Отечества
Как пишут законы?
Одна страна – одни традиции
День российской печати
День студента
БРИКС (тема о международных
отношениях)
Бизнес и технологическое
предпринимательство

1
1

02.09
09.09

1
1
1
1
1
1

16.09
23.09
30.10
07.10
14.10
21.10
04.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11.11
18.11
25.11
02.12
19.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01

1

03.02

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

1

21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34

Искусственный интеллект и человек.
Стратегия взаимодействия
Что значит служить Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф. Ушакова
Арктика – территория развития
Международный женский день
Массовый спорт в России
День воссоединения Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие Артека
Служение творчеством. Зачем людям
искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского
Моя малая Родина (региональный и
местный компонент)
Герои космической отрасли
Гражданская авиация России
Медицина России
Что такое успех? (ко Дню труда)
80-летие Победы в Великой Отечественной
войне
Жизнь в Движении

1

10.02

1

17.02

1
1
1
1

03.02
10.03
17.03
24.03

1

07.04

1

14.04

1
1
1
1
1

21.04
28.04
05.05
12.05
19.05

1

26.05

4.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО

-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Мультимедийный проектор
2. Компьютер (ноутбук) с выходом в интернет
3. Принтер
4. Акустические системы (колонки)
5. https://razgovor.edsoo.ru/
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Разговоры_о_важном
7. https://apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».