Рабочая программа курса «География Пензенского края»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ общеОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.И.С.Кошелева с. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Одобрено на заседании
педагогического совета МОУ
СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
Протокол №1от 26. 08.2024г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с. Лермонтово
________________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 .08. 2024 г.

Рабочая программа курса

«География Пензенского
края»
(8-9 классы)

Учитель -

2024 год

Кузьмина М.Б.

Рабочая программа по географии Пензенской области.
8-9 класс
Пояснительная записка
Предлагаемая программа рассчитана на специальный курс географии Пензенской
области, дифференцированный на физическую географию в 8 классе (17часов, 0,5 часа в
неделю) и экономическую и социальную географию в 9 классе (17 часов, 0,5часа в
неделю).
Спецкурс ориентирует на более подробное и глубокое изучение географии области.
Целью данной программы является формирование единого взгляда на природу и
экономику своего края.
Особое внимание в программе обращается на понимания взаимосвязи
исторического и экономического развития области, о влиянии окружающей среды на
жизнь и деятельность человека, состояния его здоровья.
Программа формирует у учащихся умения оценивать природные богатства родного
края, характеризовать характерные изменения окружающей среды, искать пути их
рационального использования.
Изучение географии своей области призвано способствовать осознанию
своеобразия и неповторимости родного края.
Особое внимание в программе уделяется практическим работам. Они нацеливают
учителя на использование практического метода обучения в сочетании с наглядным и
словесным.
Предлагаемая программа направлена на реализацию следующих задач:
1. Овладение системой знаний о природе и экономике родного края.
2. Формирование умения оценивать экономико – географическую обстановку
территории, видеть возможные пути решения проблем природы и экономики.
3. Формирование умения анализировать систематические материалы о населении
и хозяйстве области.
4. Формирование умения ориентироваться по карте, на местности, использовать
картографические знания для решения простых производственных задач.
5. Формирование географического мышления, умения оценивать природные условия
и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной
деятельности.
Место рабочей программы по географии Пензенской области в базисном плане
МОУ СОШ им.И.С.Кошелева с.Лермонтово.
Базисный учебный план МОУ СОШ им. И.С.Кошелева с.Лермонтово отводит
34часа на изучение « Географии Пензенской области» в 9 классе (17 часов из расчета 0,5
учебного часа в неделю; в 8 классе – 17 часов из расчета 0,5 учебного часа в неделю)
Содержание
Физическая география Пензенской области
8 класс (17 часов; 0,5 часа в неделю).
Введение (1 час).
Что изучает физическая география Пензенской области. Ознакомление учащихся с
особенностями курса «Физическая география Пензенской области» и его структурой.
Источники физико – географических знаний.

Тема 1.Физико – географическое положение области(7часов).
Пензенская область на карте России. История освоения и заселения территории
области. История возникновения своего населенного пункта. Особенности
географического положения, его влияние на природу, жизнь и хозяйственную
деятельность людей. Административно – территориальное деление области, своего
района. Особенности географического положения своего района, населенного пункта.
Поясное и местное время на территории области.
Практическая работа №1 « ФГП области»
Практическая работа №2 «Положение области на карте часовых поясов»
Практическая работа №3 «Выделение границ области, района на контурной
карте».
Тема 2.Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.(2 часа).
Рельеф области и его влияние на хозяйственную деятельность человека. Его связь с
тектонико – геологическим строением. История формирования рельефа. Закономерности
размещения полезных ископаемых. Их охрана и рациональное использование
тектоническим строением».
Практическая работа №4 «Обозначение полезных ископаемых на контурной
карте» области.
Тема3.Климат.(2часа).
Климатообразующие
факторы,
закономерности
распределения температуры зимой и летом по территории, закономерности распределения
осадков, климатические пояса, тип климата. Влияние климата на условия жизни и
хозяйственную деятельность населения.
Практическая работа №5 «Характеристика климата отдельных пунктов
области».
Практическая работа№6«Выявление особенностей климата своего края».
Экскурсия на метеостанцию.
Тема 4 Внутренние воды и водные ресурсы.(2часа).
Состав и размещение внутренних вод, влияние климата и рельефа. Реки, их
питание и режим. Работа рек. Проблемы малых рек. Озера и болота, их происхождение и
расположение на территории области. Искусственные водоемы, их использование и
проблемы.
Практическая работа №7 « Обозначение рек области на контурной карте».
Тема 5. Почвы (1час).
Почвы, условия их образования. Типы почв и их размещение по территории.
Почвы своей местности.
Практическая работа №8« Изучение почвенного разреза».
Тема 6.Природные комплексы.(2часа).
Природные комплексы, их размещение по территории области. Связь
растительности и животного мира с другими компонентами природы. Природный
комплекс своей местности. Экологические проблемы области. Состояние воздуха,
воды, почв, растительности и животного мира. Их охрана.
Практическая работа №9 « Обозначение на контурной карте основных природных
комплексов».
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте памятников природы
Пензенской области»
Содержание программы
Экономическая и социальная география Пензенской области.
9 класс (17часов, 0,5часа в неделю)

Введение (1час)
Что изучает экономическая и социальная география Пензенской области.
Часть 1
Пензенская область на карте России.(1 час.)
Экономико – географическое положение области и города, его значение для жизни
населения и развития хозяйства. Сравнение с географическим положением других
областей. Границы области.
.
Пр.работа№1 «Составление на контурной карте картосхемы ЭГП области»
Часть 2
Природные ресурсы (1час.)
Виды природных ресурсов и проблемы их рационального использования,
размещение по территории.
Пр. работа №2 « Анализ карты природные зоны»
Пр работа №3 «Оценка ресурсообеспеченности»
Часть 3
Население области (2часа.)
Прогнозы изменения численности населения области, особенности естественного
прироста, размещение по территории. Экономически активное население и трудовые ресурсы,
их роль в развитии хозяйства. Сельская местность. Географические особенности расселения
сельского населения. Современные социальные проблемы сел. Национальный состав,
религия, национальные традиции. Городское население, особенности урбанизации. Люди,
прославившие Пензенскую землю в области литературы, истории, географии,
спорта. Пр. работа № 4 « Построение графика динамики численности населения».
Часть 4.
Хозяйство области (10 часов)
Уровень развития хозяйства области. Основные отрасли хозяйства области.
Сельское хозяйство. АПК, его состав и значение, основные проблемы развития.
Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского
хозяйства. Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания
важнейших зерновых культур и технических культур, картофеля. Животноводство.
Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Пр. работа №5 «Изучение по карте размещения отраслей АПК».
Машиностроение, его значение, отраслевой состав. Факторы размещения , главные
районы и центры. Отрасли, производящие товары народного потребления. Разнообразие
отраслей, размещение по территории. Проблемы, перспективы. Пищевая
промышленность. История развития отрасли. Причины формирования, география
важнейших отраслей. Состав промышленности строительных материалов, лесной
промышленности, факторы размещения, значение. Промышленность своего города,
состав, история развития, основные промышленные предприятия. Народные промыслы и
ремесла. Платковязание, ковроткачество, гончарное ремесло, изделия из дерева, плетение
из соломы и лозы.
Пр.работа №6 «Изучение по карте размещения отраслей промышленности,
определение факторов их размещения».
Транспорт. Виды транспорта, важнейшие транспортные пути, их значение.
Пр. работа №7 «Оценка транспортной обеспеченности территории области».
Характеристика сферы обслуживания. География рекреационного хозяйства области.
Пр. работа № 8 «Анализ размещения типов учреждений рекреационного хозяйства
области на карте».
Часть 5.
Города области (1час)

История возникновения городов, герб, ЭГП, современный облик. Памятные места. Малые
города и проблемы их возрождения.
Часть 6.
Экономические связи (1 час.)
Экономические связи с другими областями и республиками России, СНГ, странами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся







Знать:
 особенности физико – географического положения области, района, своего
города, его влияние на природу, жизнь и хозяйственную деятельность
людей.
 этапы формирования рельефа на территории области.
 основные закономерности климата на территории области.
 основные речные системы области (Сура, Хопер, Мокша), их режим и
питание.
 основные типы почв и их размещение на территории области.
 зональные природные комплексы области и их размещение по территории.
 проблемы природных комплексов и пути их решения.
 виды природных ресурсов; численность, плотность населения,
национальный состав; главные отрасли хозяйства области и их
географию; города области.

Уметь:



















определять географическое положение объекта на основе географических
карт, определять поясное и местное время.
показывать на карте основные формы рельефа области, показывать на карте
самую высокую точку поверхности территории области, показывать на
карте основные месторождения полезных ископаемых на территории
области.
по климатической карте определять температуру воздуха, количество
осадков, направление ветров.
показывать на карте основные речные системы, оценивать водные ресурсы
области.
найти рациональные пути мелиорации почв своего населенного пункта.
оценивать природные ресурсы ПК области, находить на карте памятники
природы.
давать оценку ресурсообеспеченности.
давать оценку ЭГП и раскрывать его значение для жизни населения и
развития хозяйства; объяснять причины размещения отраслей
хозяйства; выявлять экологические проблемы.
Тематический план.
9 класс.

№
урока

Название темы.

Всего часов. Пр. работы.

1.

Введение

1

-

2.

Экономико –географическое положение,
города.

1

1

3.

Природные ресурсы.

1

2

4.

Население области.

2

1

5.

Хозяйства области.

10

5

6.

Города области.

1

-

7.

Экономические связи.

1

-

Всего

17

9

Тематический план.
8 класс.
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Название темы

Всего часов

Пр.работа

Введение.
Физико –географическое положение.
Рельеф, геологическое строение, полезные
ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Природные компоненты.
Всего.

1
7
2

3
2

2
2
1
2
17

2
1
1
2
11

Литература:
1. Очерки истории Пензенского края. Пенза,-1973г.
2. «История Пензенского края», Гошуляк В.Б.- Пенза.1995г.
3. Энциклопедия обрядов и обычаев.-СПб.,1996г.
4. Русский народ ,его обычаи, обряды, суеверия, предания и поэзия. –М. 1986г
5. В мире имен и названий. –М. 1987г.
6. Книга памяти погибших в армии в мирное время. Пляцева Л.М.- Пенза,
1998г. 7.Занимательно об ориентирование. Куприн А.М.- М. 1992г.
8.Мокша, Сура и другие. Полубояров М.-М.1992г.

9. Заметки о Пензенской топонимики. Полубояров М. М, 1992г. В книге « Поиски
и находки» Саратов. 1984.
10. « Биология патриотизма» Никитин Н.- М, Патриот. 2003г
11. В мире ориентиров. Мельчуков А.Е. М, Недра, 1986г.
12. На местности и по карте. Куприн А.М. Недра, 1982г.
Социальная и экономическая география
Пензенской области
9 класс.
(17 часов, 0,5 ч. в неделю)
Примерное планирование.
№
Тема урока
урока

Содержание урока

Дата
По
По
плану факту

1

Введение: 1 час.

Что изучает экономическая и
социальная география Пензенской
области. Источники экономикогеографических знаний. Тематические
карты, справочники.

2

Экономикогеографическое
положение области,
города: 1 час.

ЭГП области и города и его значение
для жизни населения и развития
хозяйства.
Практическая работа №1.
«Составление на контурной карте
картосхемы ЭГП области»

3

Природные ресурсы
области: 1 час.

Виды природных ресурсов, их
характеристика.
Практическая работа№2
Практическая работа №3 «Оценка
ресурсообеспеченности».
План характеристики природных
ресурсов.
1. Состав.
2. Использование.
3. Размещение по территории.
4. Обеспеченность.
5. Проблема ресурсов, их охрана.

4

Население
области:2часа,
Ими гордится
Пензенский край .

Люди, прославившие Пензенскую
землю в области литературы, истории,
географии, спорта.

5

Население

Численность, естественное движение,

Пензенской области.

размещение по территории. Трудовые
ресурсы, урбанизация, сельское
население. Национальный состав,
религия, национальные традиции.
Практическая работа №4.
«Построение графика динамики
численности населения».

6

Хозяйство:10 часов.
Народные
промыслы и
ремесла.

Платковязание, ковроткачество,
гончарное ремесло, изделия из дерева,
плетение из соломы и лозы.

7

География
промышленности,
машиностроение .

Факторы размещения. Виды и центры
машиностроения.
Практическая работа №5
«Изучение по карте размещения
отраслей промышленности,
определение факторов их размещения».

8

Отрасли,
производящие
товары народного
потребления и сфера
услуг.

Разнообразие отраслей, размещение по
территории. Проблемы, перспективы.
Практическая работа №5 «Изучение
по карте размещения отраслей
промышленности, определение
факторов их размещения».

9

Пищевая
промышленность.

История развития отрасли. Причины
формирования. Состав отрасли. Центры.
Проблемы. Перспективы.
Практическая работа №5 «Изучение
по карте размещения отраслей
промышленности, определение
факторов их размещения».

10

Лесная
промышленность.
Стекольная.
Промышленность
строительных
материалов.

Состав отраслей. Центры. Проблемы.
Перспективы.
Практическая работа №5 «Изучение
по карте размещения отраслей
промышленности, определение
факторов их размещения».

11

Промышленность
своего города.

Состав промышленности. Причины
формирования истории развития.
Центры. Проблемы. Перспективы.
Практическая работа №6
«Экскурсия на местное предприятие, с
целью его изучения»

12

Агропромышленный АПК, его состав и значение,
комплекс.
современное состояние, проблемы.
Растениеводство.
Земельные ресурсы. Биологические
особенности культур, размещение по

территории.
13

Животноводство.
Специализация с/х.

Состав отрасли. Размещение по
территории. Проблемы.
Практическая работа № 7
« Размещение отраслей АПК».

14

Транспорт.

Виды транспорта. Значение. Проблемы.
Практическая работа №8. «Оценка
транспортной обеспеченности
территории области».

15

Сфера
обслуживания.
Рекреационное
хозяйство области.

Характеристика сферы обслуживания.
Рекреационное хозяйство области.
Практическая работа №9 «Анализ
размещения типов учреждений
рекреационного хозяйства области на
карте»

16

Города области :1
час
г. Пенза и др. города
области .

История возникновения. Герб. ЭГП,
современный облик. Памятные места.

17

Экономические
связи:1 час
Экономические
связи с другими
областями и
республиками
России, СНГ,
странами мира.

Экономические связи.

География Пензенской области
Календарно – тематическое планирование.
8 класс.
( 17 часов, 1час в неделю).
№
урока
1.

2.
3.
4.

Тема урока
Введение(1 час).
Что изучает физическая география Пензенской области.
Тема 1.Физико – географическое положение области.
(7
час.)
История освоения и заселения территории области.
История возникновения своего района населенного пункта.
ФГП области, его влияние на природу, жизнь, хозяйство.
Практическая работа №1 « Физико – географическое положение
области».
План.

Дата

5.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

а) Название материка или части света.
б)
Географическое координаты крайних точек, положение по
отношению к экватору, нулевому меридиану.
в)
Положение по отношению к океанам, морям, к тепловым поясам.
г) Принадлежность к той или иной географической зоне.
ФПГ своего населенного пункта. Практическая работа №1
Поясное и местное время на территории области.
Практическая работа №2 « Определить положение области на
карте часовых поясов. Определить местное время своего
населенного пункта»
Административно – территориальное деление области .
Практическая работа №3. « Выделение границ и центров района,
области на контурной карте»
Административно – территориальное деление района.
Тема 2. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.
(2 часа).
Особенности рельефа области.
Практическая работа №4 «Установление взаимосвязи между
рельефом, геологическим, тектоническим строением».
Полезные ископаемые области и их использование.
Практическая работа №5. « Обозначение месторождений
полезных ископаемых на контурной карте».
Тема 3. Климат (2 часа).
Особенности климата области.
Практическая работа №6. «Характеристика климата
отдельных пунктов на территории по плану».
План.
а)
ср. температура января и июля, максимальная, минимальная,
амплитуда.
б) годовое
количество осадков и их режим.
в) В.М. зимой и
летом.
г) ветры.
д ) тип климата.
Климат своего населенного пункта.
Практическая работа №7 « Выявление особенностей климата
своего края. Экскурсия на метеостанцию».
Тема 4.Внутренние воды и водные ресурсы. ( 2часа).
Внутренние воды области. (состав, размещение, режим, работа
рек.) Проблема малых рек.
Практическая
работа №8. « Обозначение рек области на контурной карте».
Внутренние воды области ( озера, болота, искусственные
водоемы). Охрана вод.
Тема 5. Почвы (1 час).
Почвы области. Почвы своей местности.
Практическая работа №9 « Изучение почвенного разреза».
Тема 6. Природные комплексы.( 2 часа ).
Природные зоны области. Природные комплексы своей
местности.
«
Практическая работа №10 «Обозначение на контурной карте
основных природных комплексов»
Экологические проблемы области. Заповедник «Приволжская
лесостепь».

Всего

Практическая работа №11 « Обозначение на контурной карте
памятников природы Пензенской области».
17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».