Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования администрации Белинского района
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом
совете

Директор МОУ СОШ им. И.С.
Кошелева с. Лермонтово

Протокол № 1 от «26» 08
2024 г.

________________________
Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от «26» 08

Рабочая программа учебного предмета
«Труд (технология)»
среднего (общего) образования для 10-11
классов

Составлена учителем технологии Лобышевым А.И.

с. Лермонтово 2024 год.

2024 г.

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии и региональному рынку труда в 10-11 классах
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№ 413 на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования МОУ СОШ. им. И.С. Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской
области.
2. Содержание учебного предмета «Труд (технология)»
10 класс (34 ч)
Раздел 1. Основы предпринимательства (17 ч.)
Темы: 1.1 Предпринимательство в экономической структуре общества. Субъекты
предпринимательства. Сущность, цели, задачи. Нравственные и деловые качества
предпринимателя. Организационно-правовые формы предпринимательства в России.
1.2 История становления предпринимательства в России. Зарождение в России
предпринимательской деятельности. Кодекс «Русской правды». Первые предприниматели в
России.
1.3 Ресурсы и факторы производства. Виды ресурсов производства. Факторы производства.
Роль предпринимателя в рациональном использовании ресурсов производства.
1.4 Трудовой коллектив. Производительность и оплата труда. Понятие о трудовом коллективе.
Контрактная форма найма. Понятие о производительности труда. Понятие об оплате труда.
Системы оплаты труда: повременная и сдельная, договорная.
1.5 Налогообложение в России. Налоги. Их значение в развитии страны. Виды налогов. Льготы
по налогообложению. Ответственность налогоплательщика.
1.6 Предпринимательская фирма. Виды предпринимательской деятельности. Нормативная база
предприятия. Организация и уровни управления на предприятии.
1.7Менеджмент в деятельности предприятия. Понятие о менеджменте, его цели и задачи.
Основные требования Устава, подержание пакета документов.
1.8 Организация и уровни управления предприятием. Структура управления предприятием.
Цели менеджера предприятия.
1.9 Маркетинг в деятельности предприятия. Понятие о маркетинге. Методика поиска рынков
сбыта товаров и услуг. Прямые и косвенные затраты.
1.10 Себестоимость продукта. Понятие о себестоимости товаров и услуг. Пути снижения
себестоимости продукции.
1.11 Товар. Ценообразование. Реализация товаров и услуг. Реклама товаров и услуг.
1.12 Предпринимательская идея. Сущность предпринимательской идеи. Основные критерии
отбора прибыльной идеи. Факторы реализации предпринимательской идеи.
1.13 Бизнес-план. Понятие о бизнес-плане и его целях. Основные разделы бизнес-плана.
Основные разделы финансового отчета.
1.14 Бизнес-план ученической компании. Составление резюме.
1.15 Творческий проект «Мое собственное дело». Обоснование проекта. Описание бизнес-плана
проекта. Финансовый план в проекте. Оценка рисков.
1.16 Творческий проект «Мое собственное дело». Оценка качества и защита проекта.
1.17 Контрольная работа по разделу.
Раздел 2. Имидж и этикет современного делового человека (7 ч.) Темы:
2.1 Имидж офиса. Технологии имиджирования. Модель формирования имиджа организации.
2.2 Дизайн офиса. Визитная карточка офиса. Составляющие дизайна офиса.
2.3 Имидж сотрудников. Составляющие имиджа делового человека.
2.4 Служебно-деловой этикет. Понятия «этикет», этика, норма, мораль. Значение «соблюдение
субординации».
2.5 Секретарь-референт. Его роль в офисе. Профессиональные качества секретаря. Основные
правила ведения телефонных переговоров секретарем. Основные обязанности секретаря
светского характера.

2.6 Творческий проект «Вывеска для офиса». Составление документации проекта. Эскиз
вывески.
2.7 Творческий проект «Вывеска для офиса». Оценка качества и защита проекта.
Раздел 3. Информационные технологии (6 ч.)
Темы: 3.1 Техника для телефонной связи. Мобильные средства связи. Аналоговые и цифровые
телефоны. Беспроводные телефоны. Автоответчики. Сотовая связь. Предмет применения
информационных технологий. Основные методы и средства информационных технологий.
3.2 Печатающие устройства, подключаемые компьютером. Сетевые коммуникации на основе
компьютерной техники. Типы принтеров. Принципы печати матричного, струйного и лазерного
принтеров. Что такое телекоммуникации.
3.3 Всемирная компьютерная сеть «Интернет». Отличия между локальной и глобальной сетью.
Типы сетей для соединения компьютеров. Устройства необходимые для соединения
компьютеров. Типы связи.
3.4 Компьютерная поддержка предпринимательства. Виды услуг предоставляемые internet. Что
такое электронная почта, из чего состоит адрес электронной почты.
3.5 Информационные технологии в маркетинге. Информационные технологи в швейном
производстве и рукоделии. Инструменты ведения списка. Преимущества факс-модема. Этапы
автоматического конструирования. Использование компьютера в домашних условиях.
3.6 Возможности использования компьютерной техники в офисах фирм. Офисные
принадлежности, которые можно заменить компьютерной техникой. Прикладные программы,
которые можно использовать в учебной деятельности.
Раздел 4. Профессиональный успех (4 ч.)
Темы: 4.1 Профессия и человек. Профессия и время. Мир профессий. Основные характеристики
профессии. Понятия: профессия, специалист, должность, квалификация, карьера. Требования,
предъявляемые к современному специалисту. Какие бывают профессии. Научные способы
классификации профессий. Классификация типов профессиональной среды по
соответствующим им типам людей.
4.2 Отечественная классификация профессий. Классификацию профессий по предмету труда;
по цели труда. Житейские способы классификации профессий.
4.3 Где и как можно приобрести профессию. Типы учебных заведений. Система высшего
образования.
4.4 Профессиональный успех на студенческой скамье. Профессиональный успех и здоровье.
Престижные ВУЗы в России и за рубежом. Влияние профессиональной деятельности на
здоровье человека. Вредные профессии. Опасные профессии. Напряженные Профессии.
11 класс (34 часа)
Раздел 1. Технология решения творческих задач (16 ч.)
Темы: 1.1 Понятие творчества и развитие творческих способностей. Что называют
изобретательством, творчеством, техническим творчеством, проектированием,
конструированием. Тесты на выявление творческого потенциала.
1.2 Метод мозговой атаки (МА). Суть метода прямой МА. Правила проведения МА. Для чего
используют МА.
1.3 Метод контрольных вопросов. Суть метода. В чем эффективность метода. Где можно
применить метод контрольных вопросов.
1.4 Метод обратной мозговой атаки. Суть и цель метода. Где используют метод обратной МА
Что называют «диверсионным» методом. Недостатки МА.
1.5 Синектика. Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики.
1.6 Морфологический анализ. Суть метода морфологического анализа. Основные достоинства
данного метода. Морфологический ящик. Перечислить этапы решения задачи методом
морфологического анализа. Недостатки метода морфологического анализа.
1.7 Морфологические матрицы. Целесообразность применения двумерной матрицы.
1.8 Ассоциации и творческое мышление. Отличие метода ассоциаций от морфологического
анализа. Эффективность метода. Сущность ассоциативного мышления. 1.9 Метод фокальных

объектов (МФО). Сущность метода фокальных объектов. Преимущества и недостатки метода
фокальных объектов по сравнению с методом ассоциации.
1.10 Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Применение метода. Как обнаруживают
резервы для повышения экономической отдачи производства при проведении метода гирлянд
случайностей и ассоциаций.
1.11 Функционально-стоимостный анализ (ФСА). Сущность метода. Применение метода ФСА.
1.12 Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). Задачи, решаемые методом АРИЗ.
1.13 Изобретения. Рационализаторские предложения. Отличие изобретения от
рационализаторского предложения. Регистрация рационализаторского предложения. Патент.
1.14 Технология создания творческого проекта. Постановка цели и задач проектирования. 1.15
Себестоимость предпринимательского творческого проекта (бизнес-план). 1.16 Контрольная
работа по разделу.
Раздел 2. Экологические проблемы. Природоохранные технологии (9 ч.)
Темы: 2.1 Научно-техническая революция и ее влияние на окружающую среду. Использование
ядерной энергии. Возникновение информационного мира. Рост мирового промышленного и
сельскохозяйственного производства.
2.2 Глобальные проблемы человечества. Демографический взрыв. Обеспеченность
человечества продовольствием и питьевой водой. Минеральные ресурсы Земли.
2.3 Энергетика и экология. Возможности получения энергии от разных источников.
Достоинства и экологические недостатки разных способов получения энергии. Тенденции
развития мировой энергетики.
2.4 Загрязнение атмосферы. Выбросы в атмосферу. Кислотные дожди. Парниковый эффект.
Озоновые дыры. Методы защиты атмосферы.
2.5 Загрязнение гидросферы. Особенности загрязнения океанов, морей, рек, озер. Методы
защиты гидросферы. Оценка качества питьевой воды.
2.6 Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. Сокращение площади лесов. Роль
химизации сельского хозяйства. Нитраты, нитриты, диоксины и пестициды. Охрана,
рациональное использование лесов и пахотных земель. Возможности и способы получения
экологически чистых продуктов.
2.7 Природоохранные технологии. Виды природоохранной деятельности. Экологический
мониторинг. Смысл безотходной технологии. Способы утилизации промышленных отходов и
бытового мусора. Перспективы экологически устойчивого развития человечества.
2.8 Экологическое сознание и мораль. Суть экологического сознания и морали. Для чего
необходимо экономить природные ресурсы и энергию. Экологическая экспертиза проектов.
Малоотходные и безотходные технологии. В чем состоит необходимость ограничения
потребностей человека.
2.9 Значение природы в жизни и деятельности человека. Контрольный тест по разделу. Раздел
3. Технология профессионального самоопределения и карьеры. (9 ч.)
Темы: 3.1 Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда. 3.2
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. Основные
компоненты процесса профессиональной деятельности. Сущность и структура
технологического процесса.
3.3 Понятие культуры труда. Основные компоненты содержания культуры труда. Понятие
экологическая дисциплина. Как обеспечивается безопасность труда на предприятии. Факторы,
обеспечивающие повышение эффективности труда.
3.4 Профессиональная этика. Понятия этики и морали. Основные положения профессиональной
этики представителей различных профессий.
3.5Профессиональное составление личности. Основные этапы профессионального становления
личности. Определение профессиональной компетентности. Содержание профессионального
творчества.
3.6 Профессиональная карьера. Понятия карьера и карьеризм. В чем отличие. Структурные
компоненты построения профессиональной карьеры.
3.7 Подготовка к профессиональной деятельности. Общая характеристика уровней
профессиональной подготовки в РФ. Первоначальная профессиональная подготовка, СПО.
Система высшего и послевузовского образования. Очная, очно-заочная, дистанционное формы

обучения. Экстернат. Высшее образование: бакалавриатура, магистратура. Аспирантура,
адвакатура, адьюанктура, ординартура, докторантура.
3.8 Профтестирование. Тесты на выявление выбора профессиональной сферы.
3.9 Творческий проект: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Обоснование и
защита проекта. Определение перспективы профессиональных и жизненных планов на
ближайшие пять лет.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «технология»
Личностные образовательные результаты. Основные личностные образовательные
результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области технологии, включают:
проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
 обучению и познанию; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом,
 самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных
сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
 развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение
желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками;
 умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности
интересов и возможностей членов трудового коллектива;
 осознание ответственности за качество результатов труда;
 проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности;
 овладение алгоритмами и методами решения творческих задач;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, бережное отношение к природным и
 хозяйственным ресурсам; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
 Метапредметные результаты. Основные метапредметные образовательные результаты,
достигаемые в процессе подготовки школьников в области технологии, включают:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя
новых задач в учебе и планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
 комбинирование известных алгоритмов технологического творчества в ситуациях, не
предполагающих стандартного применения одного из них;
 проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе
моделирования изделия или технологического процесса;
 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ;
 приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по
обоснованию технологического и организационного решения;
отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
 выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную
стоимость;
 выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
 использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;  диагностика
результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её
участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих
задач коллектива;
 обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
 соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства.
 Предметные результаты. Основные предметные образовательные результаты, достигаемые
в процессе подготовки школьников в области технологии, направление включают:
1. В познавательной сфере: рациональное использование учебной и дополнительной
информации для проектирования и создания объектов труда;
 оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
 ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания
объектов труда;
 классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов,
энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих
технологий промышленного производства;
 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемых в
обслуживающем труде;
 владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической и
технологической информации;
 владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими
культуре труда и технологической культуре производства;
 рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и
создания объектов труда;
 владение способами НОТ, формами деятельности, соответствующими культуре труда. 2. В
мотивационной сфере: оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной
предметной деятельности;
 оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
 выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
 наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных
средств и труда.
3. В эстетической сфере: дизайнерское проектирование изделия;
 моделирование художественного оформления объекта труда;
 разработка варианта рекламы выполненного объекта;
 эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и
научной организации труда;
 опрятное содержание рабочей одежды.
4. В коммуникативной сфере: формирование рабочей группы для выполнения технического
проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
 выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе
коммуникации;
 оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований
действующих стандартов;
 публичная презентация и защита проекта технического изделия;
 разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
 потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы

Учебно-тематический план 10 класс

Учебно-тематический план 11 класс

Учебно-методическое обеспечение
1. Программы общеобразовательных учреждений по технологии
«Основы профессиональной деятельности», издательство: Москва
/Просвещение, 2008 г.
2. Учебник «Технология. 10 класс», под редакцией В.Д. Симоненко,
издательство:Москва/Вентана-Граф,2007г
3. Учебник «Технология. 11 класс», под редакцией В.Д. Симоненко,
издательство: Москва/Вентана – Граф, 2007г.
Дополнительная литература
10 класс
1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять
капиталом? – М.: Финансы и статистика, 2004г.
2. Верхан П.Х. Предприниматель: Перв. С нем. – Минск: ЭРИДАН,
2004г.
3. Евменова Г.М., Кнышова Л.М., Попова Т.Л., Меньшикова О.И.
Предпринимательство для всех. – М.: просвещение, 2005г.
4. Казаков А.П. Школьнику о рыночной экономике. Учебное пособие
для старшеклассников. – М.: Общество «Знание», 2004г.
5. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам
предпринимательства.- Брянск; Издательство БГПИ, 2004г.
6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства, - Брянск, 2004г.
7. Фрейкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное
пособие для учащихся 10-11 классов, - М.: Начало-Пресс
11 класс: 1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, - М.: Московский рабочий,
2004г.
2. Джонс Дж. Методы проектирования. – М.: Мир, 2006г.
3. Злотин Б., Месяц под звездами фантазии: Школа развития
творческого воображения, - Кишинев: Лумина, 2004 г.
4. Лук А.Н. Психология творчества, - М.: Наука, 2004г.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления, - М.:
Педагогика, 2006г.
6. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие
для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, 2004г.
8.Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 2006г.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».