РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ШКОЛЬНОГО МЕДИАЦЕНТРА
Срок реализации программы
1 год
Пояснительная записка
Актуальность программы
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с
детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные, телевидение,
радио, мобильные информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и
осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и
«скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы
предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения
различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей
человека. Научиться жить и работать в быстро изменяющемся мире, обучить этому своих учеников основная задача школы.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности является создание школьного
Медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и
овладение разносторонними процессами социального взаимодействии. Здесь отрабатывается
авторская позиция ученика, возможность её корректировки в общепринятой культурной норме,
создание условий для информационно-нравственной компетенции учащихся, самоутверждения и
становления личностной зрелости подростка. Медиацентр
– это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ребенка. Работа над
созданием медиапродукта позволяет проявить себя, попробовать свои силы в разных видах
деятельности – от гуманитарной до технической. И, конечно же, показать публично результаты
своей работы.
Важная особенность работы состоит в том, что она является коллективной социальнозначимой деятельностью. Трансляция с мероприятия, новостной блок, тематические видеоролики,
медиастатья, радиолинейка могут быть подготовлены только общими усилиями творческого
коллектива.
Новизна данной программы заключается в использовании современных методик и
технологий, возможности более углубленного изучения гуманитарных и технических наук,
овладение новыми информационными компетенциями. Создание интерактивного виртуального
образовательного поля позволяет расширять и дополнять учебную программу – это еще один из
элементов новизны данной программы.
Практическая значимость
Одна из особенностей программы «медиацентр» - ее практико-ориентированный характер.
Обучающиеся проходят обучение в процессе работы над реальным медиапродуктом – пополнение
видео-, фотоархива со школьных и городских праздников и мероприятий, работа над созданием
медиатекстов, видеоновостей о событиях в школе для официального сайта, мультимедийное
сопровождение традиционных мероприятий, фестивалей, конкурсов. Главной задачей также
является не только выпуск готовых медиапродуктов (передач, видеороликов) по запланированному
графику, но и обучение воспитанников по данному направлению через тренинги, мастер- классы,
участие в конференциях и конкурсах.
В процессе работы школьного художественно-творческого медиацентра создаются и
постоянно пополняются видео-, фото-, и аудиоархивы, печатные медиатексты, непосредственно
относящиеся к деятельности школы:
фотосъемка проводимых в школе мероприятий (семинаров, конференций и т.п.) с целью
дальнейшего оформления в цифровой медиаресурс;
- видеосъемка, монтаж и выпуск готовых цифровых медиапродуктов, посвященных
различным мероприятиям, проводимым на территории школы и вне ее,
художественнотворческим, информационным школьным видеопроектам, медийное сопровождение школьных
праздников, видеозапись и т.д.;
Адресат программы и условия реализации программы
Программа обучения предназначена мальчикам и девочкам среднего школьного возраста (1316 лет). Срок реализации один год – 34 часа, занятия один час в неделю. Программой
предусмотрены теоретические и практические (лабораторные работы, фото- и видеосъемка) занятия.
Выполняя самостоятельную работу по проекту, обучающиеся приобретают навыки написания
текстов к интервью и видеоновостям, работы с фото- и видеотехникой, графическими и
аудиоредакторами, составление сценариев видео, осваивают различные программы по монтажу и
обработке видео, развивают умение самостоятельной деятельности и умение использовать
полученные ранее знания.
Формы организации занятий. Фронтальная (при приобретении теоретических знаний,
объяснении нового материала), групповая (при написании работой над номером группах),
индивидуальная (при самостоятельной верстке материалов и подготовке иллюстраций в текущий
номер). Занятия проводятся с группой учащихся, а также по звеньям и индивидуально.
Учебно-воспитательный процесс по программе осуществляется в форме традиционных
занятий, работы за компьютером, лекций, семинаров, практикумов, круглых столов, бесед и
экскурсий,
Содержание занятий включает в себя теоретическую и практическую подготовку.
Цели и задачи программы.
Цели:
•
Создание единого образовательного пространства для успешной социализации
личности учащегося в условиях современных информационных технологий.
•
Создание условий для творческой самореализации учащихся через включение детей в
процесс получения и обработки информации.
Задачи программы:
Образовательные:
1.
Организовать деятельность школьного Медиацентра – одного из инструментов
воспитательного воздействия для успешной социализации обучающихся.
2.
Привить детям и подросткам интерес к таким профессиям как журналист,
корреспондент, дизайнер, корректор, а также фоторепортёр, видеооператор, режиссёр, режиссёр
монтажа и др.
3.
Научить создавать собственные проекты на основе полученных знаний.
4.
Обучать детей умению выражать свои мысли чётко и грамотно, ответственно и
критически анализировать содержание сообщений.
5.
Создать живую, активно работающую информационную среду. Развивающие:
1.
Способствовать повышению работоспособности учащихся.
2.
Развивать и стимулировать активность учащихся, их творческие способности.
Воспитательные:
1.
Воспитывать чувство
коллективизма,
взаимопомощи
и
взаимовыручки;
2.
Научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы, работать с
различными источниками информации.
3.
Воспитывать дисциплинированность.
4.
Способствовать
работе в коллективе, подчинять свои действия интересам
коллектива в достижении общей цели.
Планируемые результаты
Личностные результаты программы по социально-педагогическому направлению
«медиацентр»:
- развитие таких важных личностных качеств, как коммуникабельность, общая эрудиция,
уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело;
-активное включение в общение и взаимодействие с окружающими на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных
ситуациях и условиях;
-проявление дисциплинированности,
трудолюбие и
упорство
в
достижении
поставленных целей;
-оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и
общих интересов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала;
учиться
совместно
с
учителем
и
другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
иметь навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
получить ориентацию на творческий подход в любом виде журналисткой
деятельности, уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение
донести
свою позицию
до
других:
оформлять
свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре, реализации
творческого проекта и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (оператор, диктор, корреспондент,
фотограф, монтажер и др.).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Предметные результаты:
Первостепенным результатом реализации программы будет создание максимальной
возможности проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, создать
условия для профессионального самоопределения и подготовки будущих корреспондентов,
дикторов, операторов, монтажеров.
Умение максимально проявлять коммуникативные и лидерские способности (качества) в
любой ситуации.
Овладение основами приёмов, техническими навыками по созданию медиапродукта ,
умением использовать их в разнообразных жизненных ситуациях.
В результате реализации программы у учащихся развиваются группы качеств: отношение к
самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны коммуникации,
учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: лидерство, творческий подход к
труду, товарищество, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка,
любознательность, любовь к прекрасному, стремление реализовать себя в профессиональном плане.
Содержание программы
внеурочной деятельности «Школьный Медиацентр»
(34 часа)
Вводное занятие. Структура курса. ТБ и правила поведения в кабинете вычислительной
техники. Технические условияэксплуатации.
Что такое школьный медиацентр. Нормативные документы. Структура, оборудование,
фонды средств информации, медиатеки.
Задачи школьного медиацентра. Направления деятельности, функциональные обязанности
сотрудников медиацентра
I. Накопление и хранение информационных ресурсов
Поиск, сбор, создание информационного банка. Поиск и сбор различных видов
информации с учётом информационных потребностей. Создание и ведение фонда информационных
средств
Классификация и хранение информационных материалов. Понятие классификации
информации. Хранение информации информационных материалов. Виды хранения информации.
Основное средство хранения информации - картотека (архив). Понятие картотеки. Картотека в
школе. Электронные носители информации как средство хранения информационных материалов в
цифровом виде. Преимущества и недостатки
Тиражирование информационных материалов на бумажных и электронных носителях.
Методы и средства пополнения, тиражирования, хранения и распространения информационных
материалов на бумажных и электронных носителях. Работа на принтере, МФУ.
Создание банка информационных материалов с их кратким описанием. Каталогизация и
аннотирование видеофонда и фондаэлектронных информационных носителей
II. Использование банка информации
Накопление и распространение банка информации: фотоматериалы (архив фотографий
мероприятий школы, видеотека (архив видеозаписей мероприятий школы), пресс-центр,
ведение школьной страницы в ВК
Знакомство с медиатехнологиями. Аппаратные и программные средства технологии и
мультимедиа.
Технология работы с компакт-дисками. Знакомство и работа в программе Nero Burning ROM
- многофункциональном мультимедийном пакете для работы с CD и DVD дисками, звуком и видео,
включающий в себя также утилиту резервного копирования, вёрстки обложек дисков, поддержку
виртуальных дисков.
Сканирование. Работа со сканером. Работа в программе ABBYY FineReader:
конвертирование в редактируемые форматы отсканированных документов, PDF-документов и
файлов изображений, включая цифровые фотографии.
Архивация информационных материалов. Работа в программе архиваторе WinRAR.
Архивирование фото, видеоматериалов, электронные версии печатных изданий.
Накопление собственного (гимназического) банка педагогической информации.
Создание и ведение банка педагогической информации: базы данных по нормативным документам,
педагогическим технологиям, опыту работы учителей гимназии разных предметов, документальное
сопровождение инновационных разработок и конкурсной системы и многое другое
Тематический план программы внеурочной
деятельности
«Школьный Медиацентр»(34 часа)
№
Название раздела
раздела
1.
Навыки, которыми должен владеть человек в современном обществе.
2.
Основы дикторского искусства.
3.
Создание и обработка текстовых документов
4.
Создание и обработка аудио файлов.
5.
Создание и обработка видео файлов.
ИТОГО
Всего часов
2
2
10
8
12
34 часа
Каждый раздел программы поделен на разделы, которые ежегодно будут расширяться, и
конкретизироваться в соответствии возрастными особенностями учащихся их запросами и интересами. Программа «Медиацентр» предполагает объединение учащихся, заинтересованных
литературно-издательской работой, дикторской работой, обучение основам фотографии, видеосъемки и компьютерных технологий. Моделирование и видеомонтаж видеофильмов. Обучение
основам журналистики. Создание видеорепортажей о интересных событиях в МБОУ «СОШ
№15 пос.Штыково» и городе. Подготовка трансляционных выпусков по тематике воспитательной работы. Развитие навыков составления текстов, красноречия и монтажа трансляционных
аудио программ. Представление школы в медиапространстве интернета.
Календарный учебный график программы внеурочной
деятельности
«Школьный Медиацентр»(34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
Тема занятия
Содержание занятия (теория и практика). Форма проведения Вид деятельности
Медиа – основные
понятия.
Мозговой штурм. Медиа — обширное понятие, включающее в
себя средства коммуникации, способы передачи информации, а
также образовываемую ими среду (медиапространство).
Создание информационного кластера.
Профессии, свяЛекция "Журналистика, реклама и связи с общественностью –
занные с медиа.
основные профессии в сфере массовых коммуникаций. Общее и
особенное в каждой из профессий»
Навыки, которыми Лекция: «Основные навыки, которыми должен владеть каждый
должен владеть че- их специалистов (корреспондент, специалист по связям с общеловек в современ- ственностью, специалист по рекламе.» Постановка творческой
ном обществе.
задачи - написать эссе «Улица, по которой я иду каждый день».
4.
Понятие стилиОбсуждение и редактирование эссе «Улица, по которой я иду
стики и литератур- каждый день».
ного редактирования.
5.
Что такое информация и какие бывают источники
информации.
Систематизация информации для создания видеофильма
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Как работать с источниками информации. Работа с
документами.
Средства монтажа
видеофильма
Реклама
Выбор и минимизация информации для создания видеоДикторская речь.
Пресса. Структура
газет.
Интервью как основной метод
сбора информации.
Пресса. Газета .Брейнринг «Актуальность печатныхизданий»
Монтаж видеофильма с помощью смартфона
Показ видеофильма в классах
Основы делового общения и профессиональной этики. Подготовка к интервью и обработка записи беседы. Творческое задание: взять интервью у учителей и школьников по теме: «Я живу
в Белинском районе и горжусь этим»
Методика редакти- Обсуждение текстов интервью.
рования интервью.
Новость, её сущКомпозиция новостной заметки. Радиолинейка. Постановка
ность и качество.
творческой задачи - Сбор информации по предметным неделям,
олимпиадам школьников.
Радиолинейка.
Радиолинейка «Мы гордимся нашими достижениями»
14.
Буктрейлер.
Буктрейлер (англ. booktrailer) — это короткий видеоролик,
рассказывающий в произвольной художественной форме о какойлибо книге. Постановка творческой задачи - найти информацию для создания буктрейлера.
15.
Средства монтажа
видеофильма
Конкурс
Монтаж буктрейлера.
Текст и заголовок.
Как придумать интересный заголовок?
Средства верстки
газеты.
Культура ведения
диалога, диспута,
дискуссии
Реклама и ее роль
в современной системе СМИ»
Специфика
рекламного текста.
Современные
мультимедийные
СМИ.
Информационные
порталы и их роль
в жизни организации.
Линейка памяти
«День юногогероя
антифашиста»
Фотография новостная и фотография рекламная
Рекламный плакат:
коммерческий, политический, социальный
Подбор художественных средств
и материалов.
Представление работы
Психология восприятия рекламы.
Подготовка номера школьной газеты. Сбор и систематизация информации.
Современные
средства рекламы.
Практическая работа: разработка идеи, создание концепции рекламного послания, слогана и раскадровки,
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Участие в городском конкурсе медиапроектов в ДВФУ
Практическая работа: шрифт, верстка, макет газеты.
Сюжетно-ролевая игра «В современном мире»
Практическая работа: создание рекламного объявления.
Создание страницы «Медиацентра» в Интернете. Постановка
творческой задачи – найти информацию
Систематизация информации и создание видеофильма «Юные
герои антифашисты»
Показ видеофильма в классах «Юные герои антифашисты».
Освещение линейки памяти в школьных медиа
Лекция, беседа на тему: «Фотография новостная и фотография
рекламная». Подготовка к фотосъемке и обработка снимков с помощью Power Point.
Лекция на тему: «Рекламный плакат: коммерческий, политический, социальный». Образность языка рекламы. Шрифт, дизайн,
композиция.
Практика: подготовка плакатов ко Дню Защитников Отечества.
Выпуск плакатов. Защита творческих работ.
Мозговой штурм «Многоликая реклама». Современные средства
рекламы. Реклама в Интернете, цифровая реклама.
30.
31.
32.
33.
34.
Съемка рекламного ролика
школы.
Методы изучения
общественного
мнения.
Съемка рекламного ролика школы. Редактирование.
Виды PR-текстов и
PRмероприятий
Пресс-релиз, фактлист, прессконференция.
Создание
медлиапродукта.
Работа специалиста по PR в социальных сетях. Деловая игра:
«Пресс-конференция».
Практическая работа: сбор материала и написание пресс-релиза
о деятельности школы.
Информационная пятиминутка «Специалист по связям с общественностью (PR)– помощник руководителя в организации.» Основные обязанности специалиста. Исследования в работе специалиста PR.
Подготовка фотогазеты о Последнем звонке. Размещение фотографий в группе школы в сети «ВКонтакте».
Тематическое планирование «Школьный медиацентр»
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Тема занятия
Медиа – основныепонятия.
Профессии, связанные с медиа.
Навыки, которымидолжен владеть человек в
современном обществе.
Понятие стилистики и литературного редактирования.
Что такое информация и какие бывают источники
информации.
Как работать с источниками информации. Работа с
документами.
Средства монтажавидеофильма
Реклама
Пресса. Структурагазет.
Интервью как основной метод
сбора информации.
Методика редактирования интервью.
Новость, её сущность и качество.
Радиолинейка.
Буктрейлер.
Средства монтажавидеофильма
Конкурс
Текст и заголовок. Как придумать интересный
заголовок?
Средства верстки
газеты.
Культура ведениядиалога, диспута,
дискуссии
Реклама и ее роль в современной системе СМИ»
Специфика
рекламного текста.
Современные мультимедийныеСМИ.
Информационныепорталы и их роль
в жизни организации.
Линейка памяти
«День юного герояантифашиста»
Фотография новостная и фотография рекламная
Рекламный плакат: коммерческий, политический,
социальный
Подбор художественных средств и материалов.
Дата
Примечание
27
28
29
30
31
32
33
34
Представление работы
Психология восприятия рекламы.
Современные средства рекламы.
Съемка рекламного ролика
школы.
Методы изученияобщественного мнения.
Виды PR-текстов иPR мероприятий
Пресс-релиз, факт лист, пресс -конференция.
Создание медиа- продукта.
Список литературы
1. Амзин А. Новостная интернет-журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект
Пресс, 2012. – 143 с.
2. Байков В. Интернет. Поиск информации. Продвижение сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2000.
3. Вебер, Л. Эффективный маркетинг в Интернете: социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты
продвижения в Сети / Ларри Вебер; пер. с англ. Елены Лалаян. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. –
311 с.
4. Интернет для журналиста / Под ред. А.Носика и С.Кузнецова. М.: Галерия. 2001.1
5. Интернет-СМИ: Теория и практика. Учеб. Пособие для студентов вузов/Под ред. М.М.Лу-киной. – М.:
Аспект Пресс.2011. – 348 с.
6. Интернет-технологии.//Под ред. В.Н. Васильева, Л.С. Лисицыной. СПб.: Питер, -2003.
7. Калмыков Л.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 383
8. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екате-ринбург: УФактория, 2004.
9. Кихтан, В.В. Информационные технологии в журналистике / В.В. Кихтан. - Ростов н/Д. :Феникс,
2004.
10. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве интернета. – МГУ им. М.В. Ломоносова,2005. – 87 с.
11. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. – Тамбов : Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 80с.2
12. Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика: [материалы к обучающим семина-рам] / [сост.
С. Балмаева]. – Екатеринбург: Гуманитарный ун-т , 2010. – 146 с.
13. Монахов В.Н. СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / В.Н. Монахов. - М. :
ЭКОПРИНТ, 2003.
14. Нильсен Я., Лоранжер Х. Web-дизайн. Удобство использования Web-сайтов. М.: Диалек-тика;
Вильямс, 2007.
15. Подурец К.М. Журналист в Интернете: Учеб. пособие. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 23 с.
16. Прайс Дж., Прайс Л. Текст для Web: доступность и привлекательность. М.: Вильямс, 2003.
17. Рихтер А.Г. Правовые основы интернет-журналистики. Изд. ВК, 2014 г. – 488 стр.
18. Скотт, Э. Компьютерные технологии в журналистике. Введение в основные понятия и ме- тоды.
Использование баз данных и приемов сетевой журналистики в службах новостей / Э. Скотт. - М., 1998.
19. Сотникова О. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора. - М.: Аспект Пресс, 2014.
20. Фомичева, И. Д. Социология Интернет-СМИ / И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во фак. журнали- стики Моск.
гос. ун-та, 2005.
21. Якобсен Й. Концепция разработки Web-сайтов: как успешно разработать Web-сайт с при- менением
мультимедиа-технологий. М.: НТ-Пресс, 2006.