Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности во 2, 4 классах кружка «Шахматы»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ивана Сергеевича Кошелева с. Лермонтово
Белинского района Пензенской области
__________________________________________________________________________________________

Принято
педагогическим советом
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области
Протокол № 1
от «26» 08 2024 г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ им. И.С.
Кошелева с. Лермонтово Белинского
района Пензенской области
________________Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от «26» 08

2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО

2,4 КЛАССАХ КРУЖКА « ШАХМАТЫ»
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРВЛЕННОСТИ

НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Возраст учащихся 7-10 лет
Срок реализации 1 год
Количество часов в год 34

Учитель Лобышев А.И.

С. Лермонтово
2024 г.
1

Рабочая программа кружка «Шахматы» внеурочной деятельности разработана на основе
программы внеурочной деятельности среднего общего образования в рамках внедрения ФГОС
СОО МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области,
утвержденной 30.08.2023 г., приказ № 64. Данная программа спортивно-оздоровительного
направления.
Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию курса отводится 1
час в неделю 34 часа в год).
1. Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку
событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять
фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

2

2. Содержание программы внеурочной деятельности
«Шахматы»
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую
высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
«Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и
чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
3

учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот,
кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных
фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных
они проиграли одну из своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
П р и м е ч а н и е . Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на
первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей виде те
или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно
способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
дан ли мат черному королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения.
Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
4

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.

3. Тематическое планирование курса «Шахматы»
№
1.

Тема занятия
Шахматная доска

Количество часов
2

2.

Шахматные
фигуры.

2

3.

Начальная
расстановка
фигур.
Ходы и взятие
фигур.
Цель шахматной
партии.
Игра всеми
фигурами из
начального
положения.

1

4.
5.
6.

Итого

16
9
4

34

5

Список литературы
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование /
под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.:
Просвещение,2011.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны:
Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск:
Духовное возрождение, 1998.
10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск:
Духовное возрождение, 1999.
11. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению
игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторысоставители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр
внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в
шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
12. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
18. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».