МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.И.С.Кошелева с. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Одобрено на заседании
педагогического совета МОУ
СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
Протокол №1от 26. 08.2024г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с. Лермонтово
________________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 .08. 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
( ГЕОГРАФИЯ)
Класс 9
Учитель -
2024 год
Кузьмина М.Б.
Пояснительная записка
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности
учащихся 9 классов как индикатора качества и эффективности образования,
равенства доступа к образованию.
Уровень изучения предмета – базовый. Изучение курса рассчитано на 17 часа.
Данная программа рассчитана на преподавание в 9 классе из расчета 0,5 час в
неделю.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. №
1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими
изменениями).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” (с
последующими изменениями).
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
5. «Положение о рабочей программе по предмету (курсу) педагога» МБОУ
«Вожегодская средняя школа».
6. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»,
утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(далее - СП 2.4.3648-20);
7. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов
среды
обитания»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2
(далее - СанПиН 1.2.3685- 21);
8. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том
числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
18.08.2017 № 09-1672.
Основные виды деятельности обучающихся: самостоятельное чтение и обсуждение
полученной информации с помощью вопросов (беседа, дискуссия, диспут);
выполнение практических заданий; поиск и обсуждение материалов в сети
Интернет; решение ситуационных и практико-ориентированных задач.
В целях развития познавательной активности обучающихся на занятиях можно
использовать деловые и дидактические игры, разрабатывать и реализовывать минипроекты, организовывать турниры и конкурсы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
- критическое отношение к информации и избирательности её восприятия;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
интеллектуальные умения (доказывать, строиить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и др.);
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
- объяснение гражданской позиции в конкретных ситуациях общественной жизни
на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих
ценностей.
Метапредметные результаты:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них
наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать
изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и
заключения;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации и интернет-ресурсы);
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из
Интернета и других источников;
- владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений
осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
и
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- критически оценивать информацию, добытую из различных источников;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию;
- интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном
контексте в рамках метапредметного содержания.
Содержание
Картографическая
грамотность.
Ориентирование
по
карте;
чтение
географических карт и плана местности, космических и аэрофотоснимков;
составление простейшего плана местности, профиля местности.
История формирования рельефа Земли. Летосчисление Земли. Геологические
эры. Определение возраста горных пород по останкам живых организмов.
Формирование земной коры материков. Превращение океанической коры в
континентальную как результат сближения и столкновения литосферных плит.
Эпохи складчатости. Платформы, их строение и возраст. Древние платформы —
основа всех современных материков. Возникновение складчатых и глыбовых гор.
Образование современных материков и океанов. Пангея, Лавразия и Гондвана.
Закономерности в размещении форм рельефа.
Климатообразующие факторы. Разный угол падения солнечных лучей на земную
поверхность — главный климатообразующий фактор. Воздушные массы, их типы и
свойства. Циркуляция атмосферы — второй по значимости климатообразующий
фактор. Чередование поясов с разным атмосферным давлением. Постоянные ветры:
пассаты, западные ветры умеренных широт, северо и юго-восточные полярные
ветры, их влияние на климат различных районов Земли. Муссоны. Влияние на
климат характера земной поверхности, тёплых и холодных океанических течений.
Зависимость климата от абсолютной высоты и рельефа местности. Образование
осадков в горах. Климаты Земли. Классификация климатов. Климатограммы.
Стихийные природные явления в океане и на суше. Причины возникновения,
прогнозы.
Рациональное
(нерационально)
природопользование.
Население России. Динамика численности населения России и факторы, её
определяющие. Естественное движение населения. Показатели рождаемости,
смертности и естественного прироста населения России и её географических
районов. Миграции (механическое движение) населения. Определение по
статистическим материалам показателей общего, естественного или миграционного
прироста населения.
Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Условия и факторы
размещения предприятий.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.И.С.Кошелева с. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Одобрено на заседании
педагогического совета МОУ
СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
Протокол №1от 26. 08.2024г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с. Лермонтово
________________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 .08. 2024 г.
Поурочное планирование по
ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
( ГЕОГРАФИЯ)
Класс
9
Учитель Кузьмина М.Б.
Количество часов - 17
2024 год
Поурочное планирование
По естественно-научной грамотности (география)
№
Тема занятия
1
2
3
4
Теория
Практика
Ориентирование по
карте; чтение
географических карт и
плана местности,
космических и
аэрофотоснимков;
составление
простейшего плана
местности, профиля
местности.
История формирования 2
рельефа Земли.
Закономерности в
размещении форм
рельефа.
0
3
1
1
Климатообразующие
факторы.
Климатограммы.
3
1
2
Рациональное
(нерациональное)
природопользование.
2
1
1
2
0
2
2
0
2
5
6
Стихийные природные
явления в океане и на
суше. Причины
возникновения,
прогнозы
Естественное
движение населения.
Показатели
Количество
часов
3
Форма деятельности
Выполнение учебнотренировочных
занятий
Обсуждение.
Исследование.
Исследовательская
деятельность
(установление
причинно следственных связей в
природе) .
Исследовательская
деятельность
(установление
причинно следственных связей в
природе). Выполнение
учебно тренировочных
заданий
Обсуждение.
Исследование.
Исследовательская
деятельность
(установление
причинно следственных связей в
природе) .
Исследовательская
деятельность
(установление
причинно следственных связей в
природе) .
Выполнение учебно -
тренировочных
заданий
7
рождаемости,
смертности и
естественного прироста
населения. Миграции
(механическое
движение) населения.
Условия и факторы
3
размещения
предприятий.
Итого
17
0
3
Выполнение учебно тренировочных
заданий
3
14