РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
6, 7, 8, 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО
(вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г.
№ 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для
обучающихся
с
умственной
отсталостью,
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 (приказ Минобр от 19.12.2014 "Об
утверждении ФГОС обучающихсяс умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)".
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и
является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 6-9 классах рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год
(2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и
умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
− формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
− формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
− овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе определяет
следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
− обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
− формирование представлений об опасных природных явлениях,
− формирование географических представлений о рельефе и водоемах нашей планеты;
− формирование умения работать с географической картой, графической наглядностью;
− воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения
к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
− формирование умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе
определяет следующие задачи:
− формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе,
населении, хозяйстве России;
− знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных
уголков нашей Родины.
− знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе
определяет следующие задачи:
− формирование у обучающихся представлений о мировом океане;
− познакомить обучающихся с географическим положением, природой, населением,
особенностями хозяйственной деятельности, бытом, культурой людей, отдельными
государствами различных континентов;
− дать элементарные научные и систематические сведения о единстве природы, её
разнообразии протекающих в ней процессов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости;
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение, связную
речь, расширять лексический запас
− дать общий обзор природных условий материка, на котором мы живём.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 9 классе определяет
следующие задачи:
− познакомить с культурой и бытом разных народов;
− показать особенности взаимодействия человека и природы;
− помочь усвоить правила поведения в природе;
− содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию;
− формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как
части России;
− учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинноследственные зависимости;
− содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять
лексический запас. Развивать связную речь.
Рабочая программа предусматривает фиксацию возможных изменений в условиях
ограничительных мероприятий, вызванных введением режима повышенной
готовности и усилением санитарно-эпидемиологических мероприятий с
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Промежуточная аттестация по учебному предмету география проводится в форме
устного опроса.
Уровни сформированности учебных достижений промежуточной аттестации по
учебным предметам обучающихся 6 – 9 классов.
Система оценивания тестовой работы пятибалльная:
Достаточный уровень:
более 65% - оценка «5» ―высокий уровень: полное усвоение программного материала,
самостоятельность в применении знаний, умений и навыков, осознанность учебных
действий – умение объяснить свои действия;
51% - 65% - оценка «4» ―уровень усвоения выше среднего: усвоение программного
материала в основном, при наличии не значительных ошибок и неточностей в
воспроизведении знаний и умений, потребность в организующей помощи взрослого,
осознанность учебных действий, при затруднении в их вербализации (по наводящим
вопросам взрослого);
Минимальный уровень
30% - 50% - оценка «3» ―средний уровень: частичное усвоение программного
материала (более половины программных требований), постоянная потребность в
помощи в виде наглядных опор, затруднения в вербализации своих действий (верные
ответы на основные вопросы)
I. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у обучающихся
широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать,
наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся
ориентироваться на местности, познакомятся с физической картой России, ее
географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами. В
данной программе вначале планируется формирование более точных географических
представлений о рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию следующей
темы, учитель может уточнить, какими цветами будут обозначаться формы рельефа и
водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии — «План и
карта». При изучении этой темы следует осуществить постепенный переход от черчения
плана стола, класса, к чтению планов школьного участка и местности, а затем к
знакомству с географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти от знакомства
с физической картой России к изучению глобуса и физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер, ураган, шторм,
землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне»,
«Планеты», «Освоение космоса». Это позволит своевременно начать формирование
географических знаний в тесной связи с элементарными физическими и
астрономическими, что создаст наиболее полное представление о планете Земля.
Опасные природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с целью
формирования более точных географических представлений о формах земной
поверхности и водоемах местности, где проживают обучающиеся.
Содержание разделов
№ Название раздела
1.
2.
3.
4
Введение
Ориентирование на местности
Формы поверхности Земли
Вода на Земле
Количеств
о часов
5
5
4
10
Контрольные
работы
1
1
1
1
5
6.
7.
План и карта
Земной шар
Карта России
о
Итог
7
17
20
68
1
1
2
8
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством
России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной
географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как
среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития
народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах
нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в
содержании учебного материала выделены два основных блока: 1. Особенности природы
и хозяйства России — 11 ч П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей родине,
раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на
изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока
иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким
образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика
природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и
хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и
экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами
(физической, политико-административной и картой природных зон России). При
изучении географии России констатируются новые национально-территориальные
образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых
городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее
время новое административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
Тема (раздел)
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Особенности природы и
России
Природные зоны России
Зона арктических пустынь
Зона тундры
Лесная зона
Зона степей
Зона пустынь и полупустынь
Зона субтропиков
Высотная поясность в горах
Итого
Количество
на
часов
изучение
хозяйства
11
2
5
8
18
8
7
4
5
68
Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
В 8 классе обучающиеся получают знания о географическом положении каждого
материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием государств,
культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в данном курсе изучается и
континент Антарктида, при изучении которого обучающиеся узнают об открытиях
великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать физическую
географию материка, на котором мы живем. Здесь даются общие представления о
географическом положении, очертаниях берегов, рельефе, климате, водных ресурсах,
растительном, животном мире и населении Евразии.
Содержание разделов
Название раздела
Количество Контрольные работы
№
часов
1. Введение
1
2. Материки и океаны
5
1
3. Африка
12
1
4. Австралия
8
1
5. Антарктида
6
1
6. Америка
1
7. Северная Америка
9
1
8. Южная Америка
12
1
9. Евразия
14
2
Итого 68
8
Подбор материала в 9 классе предусматривает углубление, систематизацию и
обобщение знаний о материках и океанах. Изучение вопросов физической,
экономической и социальной географии разных стран рассматривается в тесной
взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как
источник ресурсов для развития народного хозяйства. Компактное изучение этих стран
дает возможность рассказать о распаде монополизированного государства, на данном
материале проанализировать последствия, повлиявшие на углубление экономического
кризиса и на усугубление национальных проблем.
В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр видеофильмов о
природе, достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.
Заканчивается курс географии региональным обзором. В процессе изучения своего
края обучающиеся систематизируют знания о природе края, знакомятся с местными
экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном
регионе. Уделяется внимание изучению социальных, экологических и культурных
аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных
культурных традиций будет способствовать воспитанию у обучающихся патриотических
чувств.
Содержание разделов
Название раздела
№
1.
2.
3.
4
5
6.
7.
8
9
10
11
12
Введение.
Политическая
карта Евразии
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Центральная Азия
Юго-Западная Азия
Южная Азия
Восточная Азия
Юго-Восточная Азия
Россия (повторение)
Свой край
Количеств
о часов
1
6
3
3
12
5
7
2
5
3
6
15
Контрольные
работы
1
1
1
1
1
1
1
о
Итог
68
7
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
6 класса:
Минимальный уровень:
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы с помощью учителя;
− понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя географические
объекты;
− узнавать и называть географические объекты (формы поверхности земли: равнины,
холмы, овраги; водоемы), типичных представителей животного и растительного мира на
макетах, рисунках и фотографиях;
− называть, описывать существенные признаки географических
объектов и явлений;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и
выражения;
− использовать географические знания в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
− применять элементарные практические умения и приемы работы с географической
картой для получения географической информации;
− определять направления на карте;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды;
− сравнивать географические объекты и явления по заданным критериям;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины, опорные слова и
выражения;
− определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным
признакам природы;
− выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
− делать схематические зарисовки изучаемых форм земной поверхности;
− читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по атласамприложениям к учебнику;
− составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
− показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их при помощи
учителя на контурной карте.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
7 класса:
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий рек,
пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе.
− определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту.
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести себя
в природе
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под
руководством учителя;
− выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с
помощью учителя;
− использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
Достаточный уровень:
− показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте
природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картинами, картами и планом;
− показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты,
указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным
миром, природными условиями и занятиями населения;
− выделять, описывать
и
объяснять
существенные
признаки
географических объектов и явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
− вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
8 класса:
Минимальный уровень:
− называть океаны земного шара, их значение;
− показывать на географической карте океаны земного шара;
− знать названия материков земного шара;
− показывать на географической карте материки земного шара
− знать, на каком материке расположена Россия
Достаточный уровень:
− давать краткую характеристику географического положения океанов и их хозяйственное
значение; географического положения, очертания берегов и природных условий и
населения материков;
− находить на карте изученные географические объекты
− определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов
каждого материка;
− давать элементарное описание природных условий всех материков, опираясь на карту и
картины;
− находить в периодической печати сведения об изученных государствах
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
9 класса:
Минимальный уровень:
− представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных
стран;
− владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по
карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
− выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
− сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
− использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности
в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
− ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
− нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
− применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
− называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников
своего родного края.
Критерии и нормы оценки достижений:
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и
свойства;
− правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в
описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи
учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла - значительная динамика.
Поурочное планирование уроков географии в 6 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Тема урока
Что изучает
география?
6 класс
Практическая работа
Знакомство с новым учебником,
тетрадью на печатной основе,
приложением к учебнику, атласу
Наблюдения за
Заполнение календаря погоды
изменениями высоты (классного, индивидуального),
Солнца и погоды
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Явления природы
выполнение заданий в тетради на
Географические
печатной основе
сведения о вашей
местности и труде
населения
Составление устного рассказа о
Экскурсия
своей местности по плану в
учебнике, выполнение зарисовок,
упражнений в тетради на печатной
основе
Горизонт. Линия
Рисунок линия горизонта
горизонта
Стороны горизонта
Вычерчивание схемы сторон
горизонта
Компас и правила
Определение сторон горизонта в
пользования им.
классе, школьном холле, на
пришкольном участке
Ориентирование по
Формирование умений
местным признакам
ориентироваться по местным
природы
признакам природы, принимать
решения в нестандартной ситуации
Ориентирование на
Закрепление сформированных
местности
навыков ориентирования с
пользованием компаса.
Продолжение формирования
умений наблюдать за окружающей
действительностью, обобщение
своих наблюдений
Равнины и холмы
Изготовление макета равнины,
холма из пластилина, зарисовка
равнины, выполнение схемы
строения холма
Обобщение и закрепление сведений
Экскурсия
Знакомство с
обучающихся о родном крае.
формами рельефа
Продолжение формирования умения
своей местности
наблюдать за окружающей
Домашнее
задание
стр.4
Кол-во
часов
1
стр. 7-12
1
стр.13-16
стр.17
1
1
стр.17
1
стр.18-19
1
стр.20-21
1
стр.22-23
1
стр.24-27
1
1
стр. 28-30
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
(своего края).
(Экскурсия для
обучающихся,
проживающих в
сельской местности)
Овраги, их
образование
Горы.
Землетрясения.
Извержения
вулканов
Вода в природе
действительностью, фиксировать и
обобщать свои наблюдения
Рисунок горы, схематичное
изображение вулкана, выполнение
макета горного хребта из
пластилина
Растворение морской соли в воде и
сравнение ее по вкусу с пресной
водой, выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Родник, его
Зарисовка схемы образования
образование
родника, выполнение заданий в
тетради на печатной основе
Колодец, водопровод Составление рассказа по
иллюстрации в учебнике на тему:
«Как устроен колодец, выполнение
макета колодца, выполнение
зарисовки схемы колодца
Части реки.
выполнение заданий в тетради на
Равнинные и горные печатной основе
реки
Как люди
выполнение заданий в тетради на
используют реки
печатной основе, изготовление
макета реки, составление рассказа
по опорным словам на тему «Как
люди используют реки?»
Озера.
выполнение заданий в тетради на
Водохранилища.
печатной основе
Пруды
Болота, их осушение выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Океаны и моря
Подбор иллюстраций на тему
«Обитатели морей и океанов»,
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
Острова и
выполнение заданий в тетради на
полуострова
печатной основе, изготовление
макетов острова и полуострова
(пластилин, цветная бумага)
Водоёмы в вашей
Оформление альбома «Вода на
местности. Охрана
земле», выполнение заданий в
вод от загрязнения
тетради на печатной основе
Рисунок и план
выполнение заданий в тетради на
предмета
печатной основе
План и масштаб
Вычерчивание простейших планов
План класса
Вычерчивание плана класса
План школьного
Вычерчивание класса школьного
стр.31 - 32
1
стр. 33-38
1
стр.39-42
1
стр. 43-44
1
стр.45-47
1
стр.47-51
1
стр.51-53
1
стр.54-57
1
стр. 57-60
1
стр. 60-63
1
стр.64-66
1
стр.66-68
1
стр.69-72
1
стр.72-74
стр.74-76
стр.76-78
1
1
1
29
участка
Условные знаки
плана местности
30
План и
географическая
карта
31
Условные цвета
физической карты
Условные знаки
физической карты
32
33
34
35
36
37
Физическая карта
России. Значение
географической
карты в жизни и
деятельности людей
Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне
Планеты
Земля – планета.
Доказательства
шарообразности
Земли. Освоение
космоса
Глобус – модель
земного шара
38
Физическая карта
полушарий
39
Распределение воды
и суши на земле
Океаны на глобусе и
карте полушарий
40
41
Материки на глобусе
и карте полушарий
участка
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, изготовление
таблицы условных знаков плана
местности
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, сравнение
настенной и настольной физической
карты России
Изготовление таблицы условных
цветов физической карты
Изготовление таблицы условных
знаков физической карты,
прикрепление к настенной карте
иллюстративного материала к
соответствующему условному знаку
или цвету
выполнение заданий в тетради на
печатной основе. прикрепление к
настенной карте табличек с
названиями сторон горизонта
стр.78-80
1
стр.81-83
1
стр.83-86
1
стр.86-88
1
стр.88-90
1
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, показ с помощью
теллурия движения Земли
стр.91-93
1
стр.94-96
1
стр.96-100
1
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, показ на глобусе
полюсов, линии экватора
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, показ на
физической карте полушарий
полюсов, линии экватора
показ на физической карте
полушарий материков, океанов
выполнение заданий в тетради на
печатной основе (контурная карта),
показ на физической карте
полушарий полюсов, линии
экватора, океанов. Составление
рассказа об океане по плану
выполнение заданий в тетради на
печатной основе (контурная карта),
показ на физической карте
полушарий полюсов, линии
экватора, океанов, материков.
Составление рассказа о материке по
стр.100-102
1
стр.103-104
1
стр.104-105
1
стр.106-108
1
стр.109-112
1
42
Первые
кругосветные
путешествия
43
Значение Солнца для
жизни на Земле.
Различие в
освещении и
нагревании Солнцем
Земной поверхности
Понятие о климате,
его отличие от
погоды. Основные
типы климата
Пояса
освещенности:
жаркие, умеренные,
холодные
44
45
46
47
48
49
50
плану
выполнение заданий в тетради на
стр.112-116
печатной основе (контурная карта),
показ на физической карте
полушарий маршрута кругосветных
путешествий. Составление рассказа
о первом кругосветном путешествии
Ф. Магеллана с опорой на текст
учебной статьи
выполнение заданий в тетради на
стр.116-118
печатной основе, зарисовка в
тетради отвесных, наклонных и
скользящих лучей
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
выполнение заданий в тетради на
печатной основе. Составление
устного рассказа об одном из поясов
освещенности с опорой на таблицу
в тетради на печатной основе
Природа
выполнение заданий в тетради на
тропического пояса
печатной основе. Прикрепление
контуров или иллюстраций
представителей растительного и
животного мира тропического пояса
к настенной карте
Природа умеренных выполнение заданий в тетради на
и полярных поясов
печатной основе. Прикрепление
контуров или иллюстраций
представителей растительного и
животного мира умеренных и
полярных поясов к настенной карте
Географическое
выполнение заданий в тетради на
положение России на печатной основе. Составление
карте
описания географического
положения России с опорой на план
в учебнике. Составление рассказа о
московских
достопримечательностях
Границы России.
Выделение сухопутных границ РФ
Сухопутные границы на контурной карте, выполнение
России на западе и
заданий в тетради на печатной
юге
основе, показ границ
обучающимися на физической карте
РФ
Морские границы.
Нанесение морских границ РФ на
Океаны и моря,
контурную карту, названий морей
омывающие берега
Северного Ледовитого океана,
1
1
стр.119-122
1
стр.122-125
1
стр.125-128
1
стр.128-131
1
стр.132-138
1
стр.138-140
1
стр.140-143
1
России. Моря
Северного
Ледовитого океана
51
52
53
54
55
56
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, показ морских
границ, северных морей
обучающимися на физической карте
РФ
Моря Тихого и
Нанесение морских границ РФ на
Атлантического
контурную карту, названий морей
океанов
Тихого и Атлантического океанов,
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, 1показ морских
границ, морей Т1ихого и
Атлантического ок1еанов на
физической карте РФ, составление
описания одного из морей Тихого
или Атлантического океанов с
опорой на план
Острова и
выполнение заданий в тетради на
полуострова России печатной основе. Составление
описания одного из островов РФ с
опорой на план в учебнике,
составление описания одного из
полуостровов РФ с опорой на план в
учебнике. Нанесение названий
островов и полуостровов России на
контурную карту
Поверхность нашей
выполнение заданий в тетради на
страны.
печатной основе, составление
Низменности,
описания равнины (низменности,
возвышенности,
плоскогорья) с опорой на план в
плоскогорья
учебнике. Нанесение на контурную
карту названий крупных равнин,
плоскогорий, низменностей РФ,
закрашивание указанных
географических объектов. Показ
объектов на настенной карте
Горы: Кавказ, Урал,
выполнение заданий в тетради на
Алтай, Саяны,
печатной основе, составление
Крымские
описания гор России с опорой на
план
Крупнейшие
выполнение заданий в тетради на
месторождения
печатной основе, зарисовка в
полезных
тетради условных знаков полезных
ископаемых
ископаемых, изготовление знаков с
последующим прикреплением их к
настенной карте
Работа с контурными Закрепление представлений
картами
обучающихся о рельефе РФ,
природных богатствах,
совершенствование навыков работы
с настенной, настольной картами,
формирование навыков работы с
контурными картами
стр.143-147
1
стр.148-152
1
стр.152-155
1
стр.155-158
1
стр.159-161
1
57
58
59
60
61
62
63
64
Реки: Волга с Окой и
Камой
выполнение заданий в тетради на
печатной основе, составление
описания Волги с опорой на план.
На контурной карте подписать
Волгу, её притоки, обозначить ГЭС.
Показ изучаемых рек на настенной
карте
Реки: Дон, Днепр,
выполнение заданий в тетради на
Урал
печатной основе. На контурной
карте подписать Дон, Дон, Днепр,
Урал, Печору, Северную Двину.
Составление описания изученных с
опорой на план. Показ изучаемых
рек на настенной карте
Реки Сибири: Обь,
выполнение заданий в тетради на
Енисей
печатной основе. Составление
описания изученных рек с опорой
на план. На контурной карте
подписать Обь, Енисей. Сравнить
по рис. в учебнике протяженность
Оби и Енисея. Показ изучаемых рек
на настенной карте
Реки: Лена и Амур
выполнение заданий в тетради на
печатной основе. Составление
описания изученных рек с опорой
на план. На контурной карте
подписать Лену, Амур. Сравнить по
рис. в учебнике протяженность реки
Лены и Амура с другими реками.
Показ изучаемых рек на настенной
карте
Озера России
выполнение заданий в тетради на
печатной основе. Нанесение на
контурную карту названий
изученных озёр. Показ изучаемых
озёр на настенной карте
Ваш край на карте
выполнение заданий в тетради на
России
печатной основе. Составление
рассказа о родном крае с опорой на
план, предложенный учителем.
Оформление альбома о родном крае.
Написание письма другу, в котором
содержится описание родного края
Крупные города
выполнение заданий в тетради на
России
печатной основе, нанесение на
контурную карту условных
изображений столицы, крупных
городов, названий городовмиллионеров, родного города,
названий городов миллионеров,
родного города
Работа с контурными Закрепление представлений
стр.162-165
1
стр.166-168
1
стр. 168171
1
стр. 172174
1
стр. 175178
1
стр. 178
1
1
1
картами
65
Наш край на
физической карте
России
66
Повторение
начального курса
физической
географии
Повторение
начального курса
физической
географии
Повторение
начального курса
физической
географии
67
68
обучающихся о городах РФ,
совершенствование навыков работы
с настенной, настольной картами,
навыками работы в контурных
картах. Воспитание аккуратности,
усидчивость
Расширение представлений
обучающихся о родном крае.
Формирование умений находить
нашу страну на карте, показ
столицы РФ
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
1
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
1
выполнение заданий в тетради на
печатной основе
1
1
Тематическое планирование уроков по географии в 7 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
7 класс
Тема урока
Практическая работа
Географическое положение Практическая работа №1
России на карте мира
«Географическое положение
России»
Европейская и Азиатская
части России
Административное
деление России
Разнообразие рельефа
Практическая работа №2
«Рельеф России»
Полезные ископаемые, их
основные месторождения
Климат России
Практическая работа №3
«Климатические пояса
России»
Водные ресурсы России,
Практическая работа №4
их использование
«Воды России»
Население России. Народы
России
Промышленность-основа
хозяйства, её отрасли
Сельское хозяйство, его
отрасли
Транспорт. Экономическое
развитие Европейской и
Азиатской частей России
Размещение природных
зон на территории России.
Карта природных зон
Практическая работа №5
«Природные зоны России»
Зона арктических пустынь.
Положение на карте
Климат
Растительный и животный Практическая работа №6
мир
«Запись названий и
зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений
и животных»
Население и его основные
занятия.
Северный морской путь
Зона тундры. Положение
на карте. Рельеф и
полезные ископаемые
Климат. Водоёмы тундры
Растительный мир
Дом. Зад.
стр.4-6
Кол.ч.
1
стр.6-9
1
стр.9-11
1
стр.11-13
1
стр.14-16
1
стр.17-19
1
стр.19-23
1
стр.23-25
1
стр.25-27
1
стр.27-29
1
стр.30-32
1
стр. 33-35
1
стр.35-36
1
стр.37-39
1
стр.40-41
стр. 41-45
1
1
стр.45-46
1
стр. 47-48
стр.49-51
1
1
стр.51-53
стр.53-55
1
1
39
Животный мир
Хозяйство. Население и его
основные занятия
Города тундры: Мурманск,
Нарьян-Мар
Города тундры: Салехард,
Норильск, Анадырь
Экологические проблемы
Севера. Охрана природы
тундры
Лесная зона. Положение на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые
Климат
Реки, озера, каналы
Растительный мир.
Хвойные ласа (тайга)
Смешанные и лиственные
леса
Животный мир
Практическая работа № 7
«Запись названий и
зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений
и животных»
Пушные звери
Значение леса
Промышленность и
сельское хозяйство
Центральной России
Города Центральной
России
Особенности развития
хозяйства Северо-Западной
России
Горда: Санкт- Петербург,
Новгород, Псков,
Калининград
Западная Сибирь
40
Восточная Сибирь
41
Дальний Восток
42
44
Заповедники и заказники
лесной зоны. Охрана леса
Зона степей. Положение на
карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Реки
Растительный мир
45
Животный мир
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
43
Практическая работа
стр. 56-58
стр.58-61
1
1
стр.61-63
1
стр.63-65
1
стр.65-66
1
стр.67-69
1
стр.70-72
стр.72-74
стр.75-77
1
1
1
стр.78-81
1
стр.81-85
1
стр.85-88
стр. 88-89
стр.90-92
1
1
1
стр.93-96
1
стр.96-98
1
стр.98-101
1
стр.101103
стр.103105
стр.106109
стр.109111
стр.113115
1
стр.116118
стр. 118-
1
1
1
1
1
1
46
47
48
49
50
51
52
35
54
55
56
57
58
59
60
61
62
№8«Запись названий и
119
зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений
и животных»
Хозяйство. Население и его
стр.119основные занятия
121
Города лесостепной и
стр.121степной зон: Воронеж,
124
Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны:
стр.124Самара, Саратов,
126
Волгоград.
Города степной зоны:
стр.126Ростов –на –Дону,
128
Ставрополь, Краснодар
Охрана природы степей
стр.129130
Зона пустынь и
стр.131полупустынь. Положение
132
на карте. Рельеф и
полезные ископаемые
Климат. Реки
стр.133135
Растительный мир
стр. 135138
Животный мир
Практическая работа
стр.138№9«Запись названий и
140
зарисовка в тетрадях
наиболее типичных растений
и животных»
Хозяйство. Население и его
стр.140основные занятия
143
Города зоны полупустынь
стр.142и пустынь
143
Зона субтропиков
стр. 144положение на карте
147
Курортное хозяйство.
стр.148Население и его основные
150
занятия. Города-курорты
Высотная поясность в
стр.151горах. Положение на карте.
155
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат
Особенности природы и
стр.156хозяйства Северного
162
Кавказа.
Города и экологические
стр. 163проблемы Урала
165
Алтайские горы.
стр.166Хозяйство. Население и его
169
основные занятия. Города.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
63
64
65
66
67
68
Горы Восточной Сибири.
Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города
Повторение по курсу
География России
Повторение по курсу
География России
Повторение по курсу
География России
Повторение по курсу
География России
Повторение по курсу
География России
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование уроков географии в 8 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
Тема урока
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Материки и части света на
глобусе и карте
Мировой океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Индийский океан
Современное изучение
Мирового океана
Африка. Географическое
положение
9
Разнообразие рельефа, климат,
реки и озёра
10
Растительность тропических
лесов
Животные тропических лесов
Растительность саванн
Животные саванн
11
12
13
15
16
Растительность и животные
пустынь
Население и государства
Египет
17
Эфиопия
18
Танзания
19
Демократическая республика
Конго
Нигерия
14
20
21
22
23
Южно-Африканская
республика
Обобщающий урок по теме
«Африка»
Австралия. Географическое
положение
8 класс
Практическая работа
Практическая работа №1
«Хозяйственное
использование
океанов»/составление схемы/
Практическая работа №2
«Обозначение в к/к океанов»
Практическая работа
№3«Обозначение в к/к
островов, полуостровов»
Практическая работа №4
«Обозначение в к/к основные
формы рельефа, п/и, речные
системы и озера»
Практическая работа
№5«Обозначение в к/к
островов, полуостровов»
Дом.
Зад.
стр.4-5
Кол.
Ч.
1
стр. 6-8
стр.8-11
стр.12-16
стр.16-19
стр. 1921
1
1
1
1
1
стр.21-23
1
стр.24-26
1
стр.27-29
1
стр.30-33
1
стр.33-36
стр.37-40
стр. 4044
стр.45-48
1
1
1
стр.48-52
стр. 5255
стр. 5557
стр. 5860
стр. 6063
стр. 6366
стр. 6669
стр.69-70
1
1
стр.70-72
1
1
1
1
1
1
1
1
24
Разнообразие рельефа, климат,
реки и озёра
25
26
27
28
Растительный мир
Животный мир
Население
Австралийский Союз
29
30
Океания. Остров Новая Гвинея
Обобщающий урок по теме
«Австралия»
Антарктида. Географическое
положение. Антарктика
31
32
33
34
Открытие Антарктиды
русскими мореплавателями
Разнообразие рельефа, климат
Растительный и животный мир.
Охрана природы
38
Современные исследования
Антарктиды
Обобщающий урок по теме
«Антарктиды»
Северная Америка. Открытие
Америки
Географическое положение
39
Разнообразие рельефа, климат
40
Реки и озёра
41
Растительный и животный мир
42
Население и государства
43
Соединенные Штаты Америки.
Канада
44
Мексика. Куба
45
Южная Америка.
Географическое положение
46
Разнообразие рельефа, климат
35
36
37
Практическая работа №6
«Обозначение в к/к основные
формы рельефа, п/и, речные
системы и озера»
Практическая работа №7
«Обозначение в к/к островов,
полуостровов, морей»
Практическая работа
№8«Составление альбома
иллюстраций по теме
«Антарктида»
стр.73-75
1
стр.75-77
стр.77-80
стр.80-83
стр. 8385
стр.85-88
1
1
1
1
стр.88-91
1
стр.91-93
1
стр.95-97
1
1
стр.98100
1
1
1
1
Практическая работа №9
«Обозначение в к/к островов,
полуостровов»
Практическая работа №10
«Обозначение в к/к рельефа»
Практическая работа №11
«Обозначение в к/к рек и
озер»
Практическая работа №12
«Обозначение в к/к
государств, их столиц.»
Практическая работа №13
«Обозначение в к/к островов,
полуостровов»
Практическая работа
№14«Обозначение в к/к
стр.101104
стр.104107
1
стр.107109
стр.110112
1
стр.113118
стр.118121
стр. 121124, 125128
стр. 128133
стр.133135
1
стр.136138
1
1
1
1
1
1
1
Реки и озёра
47
48
Растительность тропических
лесов
Животные тропического леса
51
Растительность саванн, степей,
пустынь и горных районов
Животные саванн, степей,
полупустынь и гор
Население и государства
52
Бразилия
53
Аргентина. Перу
54
Обобщающий урок по теме
«Америка»
Евразия. Географическое
положение
49
50
55
56
57
Очертание берегов. Моря
Северного Ледовитого и
Атлантического океанов.
Острова и полуострова
Очертание берегов. Моря
Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова
60
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Европы
Разнообразие рельефа.
Полезные ископаемые Азии
Климат Евразии
61
Реки и озера Европы
62
Реки и озера Азии
63
65
Растительный и животный мир
Европы
Растительный и животный мир
Азии
Население Евразии
66
Культура и быт народов
58
59
64
рельефа»
Практическая работа №15
«Обозначение в к/к рек и
озер»
стр.138140
1
стр.140143
стр.143146
стр.147149
стр.149151
стр.152155
стр. 155158
стр.159161, 162164
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа
№16«Проведение в к/к
условной границы между
Европой и Азией»
Практическая работа №17
«Обозначение в к/к островов,
полуостровов, морей, заливов
и проливов»
Практическая работа №18
«Обозначение в к/к рельефа»
Практическая работа №19
«Обозначение в к/к рек и
озер»
стр. 165168
1
стр.169170
1
стр. 171173
1
стр.173175
стр.176178
стр.179181
стр.181183
стр.184185
1
стр.186190
стр. 191195
стр. 195199
стр. 200-
1
1
1
1
1
1
1
1
67
68
Евразии
Обобщающий урок по теме
«Евразия»
Повторение по курсу География
материков и океанов
203
стр. 203204
1
1
Тематическое планирование уроков географии в 9 классе
(2 часа в неделю, 68 часов)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
9 класс
Практическая работа
Политическая карта Евразии
Великобритания:
географическое положение,
природа, экономика
Великобритания: население,
культура, обычаи и
традиции
Франция: географическое
положение, природа,
экономика
Франция: население,
культура, обычаи и
традиции
Германия
Австрия
Швейцария
Испания.
Португалия
Италия: географическое
положение, природа,
экономика
Италия: население,
культура, обычаи и
традиции
Греция
Практическая работа №1
«Обозначение на к/к государств
Европы, их столиц»
Норвегия
Швеция
Финляндия
Польша.
Чехия. Словакия
Венгрия
Румыния. Болгария
Сербия и Черногория
Эстония
Латвия
Литва
Республика Беларусь
Украина
Практическая работа № 2
«Обозначение на к/к государств
Европы, их столиц»
Молдавия
Обобщающий урок по теме
«Государства Евразии»
Дом. Зад.
стр.3-4
стр.5-11
Кол.
Ч.
1
1
стр.11-14
1
стр.15-18
1
стр.18-22
1
стр.22-26
стр.27-31
стр. 31-33
стр.36-39
стр. 39-41
стр.42-44
1
1
1
1
1
1
стр.44-48
1
стр.48-52
1
стр.55-58
стр.58-61
стр.62-65
стр.68-71
стр. 71-74
стр. 75-77
стр.78-81
стр.82-84
стр.84-87
стр.87-91
стр.91-94
стр.95-98
стр.99-102
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
стр.103-105
1
1
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
Казахстан
Узбекистан
Туркмения
Киргизия
Таджикистан
Грузия
Азербайджан
Армения
Турция
Ирак
Иран
Афганистан
41
Индия: географическое
положение, природа,
экономика
Индия: население, культура,
обычаи и традиции
Китай: географическое
положение, природа,
экономика
Китай: население, культура,
обычаи и традиции
Монголия
Корейская Народнодемократическая
Республика.
Республика Корея
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
Япония: географическое
положение, природа,
экономика
Япония: население,
культура, обычаи и
традиции.
Таиланд. Вьетнам.
Индонезия
Обобщающий урок по теме
«государства Евразии»
Границы России
Россия - крупнейшее
государство Евразии
Административное деление
России
Столица, крупные города
России
Обобщающий урок по теме
«Россия»
Практическая работа №3
«Обозначение на к/к государств
Азии, их Столиц»
Практическая работа №4
Обозначение на к/к государств
Азии, их столиц
стр.108-111
стр.112-115
стр.116-119
стр.123-127
стр.127-132
стр.133-136
стр.136-139
стр.140143
стр.144-149
стр.149-147
стр.147-149
стр.149-151
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
стр.154-157
1
стр.157-161
1
стр.162-166
1
стр.167-170
1
стр.171-174
стр.175-177
1
1
стр. 177179
стр.179-182
1
стр.183-185
1
стр.188-193
1
1
1
Практическая работа №5
«Обозначить на к/к границы
России»
стр.194-196
1
стр.196-198
1
стр.199-200
1
стр.200-202
1
1
57
58
59
60
Положение на карте
Нижегородской области.
Границы
Рельеф и полезные
ископаемые
Климат. Предсказание
погоды по местным
признакам
Воды Нижегородской
области
61
Растительный мир. Почвы
62
Животный мир. Охрана
растительного и животного
мира.
63
Население Нижегородской
области
Промышленность.
Сельское хозяйство
Транспорт
Повторение по теме Свой
край
Повторение по курсу
география материков и
океанов, Ваш край
64
65
66
67
68
Практическая работа №6 «ГП
Нижегородской области»
стр.4-11
1
Практическая работа №7
«Обозначение рельефа и п/и
Нижегородской области»
стр.11-16
1
стр.16-22
1
стр.22-30
Практическая работа №8
«Обозначение на к/к
внутренних вод Нижегородской
области»
стр. 30-35
стр. 35-37
1
стр. 39-45
стр. 45-49
1
стр.51-58
1
стр. 58-65
стр.58-65
стр. 58-65
1
1
1
1
Практическая работа №9
«Зарисовать и подписать
растения и животных,
занесенных в Красную книгу
края»
1
1