МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово
Белинского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от «26» августа 2024г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы__________
Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от «26» августа 2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Семьеведение» для 5-9 классов
основного общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель педагог-психолог Сорокина Н.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 5-9
классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждѐнный Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.09 №373
•
Рабочие
программы. «Семьеведение»
Е.Ф.Купецковой,
Г.Н.Редя,
И.Ф.Смирнова
Цель курса: подготовка к семейной жизни, формирование представлений о семье как
частичке общества, как первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни
человека
Задачи:
- способствовать формированию убеждения о важности семьи, о святости понятия
«семья», необходимости беречь ее;
- способствовать воспитанию чувства привязанности к членам семьи, гордости за их
достижения;
- способствовать осознанию учащимися важности значения семьи в жизни человека и
общества, принятию ценностей семейной жизни, уважительному отношению к членам
семьи;
- раскрыть основные признаки и принципы существования и сохранения счастливой
семьи;
- определить роль членов семьи;
- способствовать формированию самостоятельности в решении семейных проблем;
- добиться понимания учениками значения как самого труда в семье для удовлетворения
основных потребностей и обеспечения ее жизнедеятельности, так и важности
сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в его организации;
-познакомить учащихся с такими признаками семьи, как совместный труд и ведение
домашнего хозяйства;
- формирование у школьников представления о понятии семейное хозяйство;
- способствовать формированию культурного поведения в семье;
- познакомить с правилами, которых должен придерживаться рачительный хозяин и
помочь овладеть ими;
- побудить учащихся к изучению истории своей семьи, ее традиций, бережному их
сохранению, составления родословной своей семьи;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к пожилым членам семьи;
- снижение асоциального поведения среди подростков
- формирование у учащихся основных представлений о семейной жизни; -содействие
усвоению учащимися собственной системы семейных ценностей;
- способствовать формированию бережного отношения к семейным документам и
семейным реликвиям
- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, счастливую семью; -дать основы
знаний по практической генеалогии и смежных с ней дисциплин;
- прививать основные умения исследовательской работы;
- научить приемам оформления генеалогической информации, приемам исследования
разных генеалогических источников;
- научить правилам оформления исследовательской работы
- способствовать развитию родового самосознания детей, ценностного отношения к
семейно-родовой истории.
- развитие сотруднических отношений между педагогами и родителями, формирование
гуманных отношений между детьми и родителями; -формирование убеждения о
важности семьи в жизни человека, укрепить привязанность к членам своей семьи;
- научить гордиться их достижениями, оказывать помощь старшим, заботиться о младших
и стариках.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали,
психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии,
анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа
жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место
уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и
тестирование, игровое моделирование.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния
нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа
жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом
которого всегда по всей социальной сути является человек.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Семьеведение» в 5-9 классах отводится 34 часа в год, из расчѐта 1
час в неделю. Программа реализуется на классных часах.
Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала,
анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами
практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового
моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных.
В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения,
регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная, графическая,
чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
•
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий,
проверка их исследовательских работ;
•
в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих
творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
•
в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные
наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной программы:
выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи семьи, конкурс
сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей семье,
к ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
- овладение навыкам составления герба семьи;
- овладение навыкам составления генеалогического древа семьи;
- овладение приѐмам общения с членами семьи;
- формирование навыка поиска информации и надлежащим образом еѐ
оформлять;
формирование навыка работы в группах;
овладение приѐмамсаморегуляции и конструктивного решения возникающих в
семейной жизни проблем;
-
понимание важности значения семьи в жизни человека и общества;
понимание ценности семейной жизни, уважительно относиться к членам
семьи;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-проговаривать последовательность действий на уроке.
-учиться высказывать своѐ предположение.
-учиться работать по предложенному учителем плану.
-самостоятельно формулировать тему и цели урока.
- оставлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Познавательные УУД:
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять план, таблицу,
схему, подробно пересказывать небольшие тексты.
-осуществлять анализ и синтез.
-устанавливать причинно-следственные связи.
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
-слушать и понимать речь других; пользоваться приѐмами слушания.
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
-адекватно использовать речевые средства для
решения
различных
коммуникативных задач;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
-задавать вопросы.
Предметные результаты:
знание истории своей семьи и своего рода в целом;
знание основных понятий курса;
знание системы родства и свойства, термины русского родства;
знание происхождения имен и фамилий;
знание функций и виды семей;
знание признаков счастливой семьи, принципы существования и сохранения счастливой семьи;
знание навыков культурного поведения в семье;
значение труда, важность сотрудничества, взаимопомощи членов семьи в организации труда,
правила ведения домашнего хозяйства;
знание традиций своей семьи, семейные реликвии, семейные праздники;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5класс (34ч.)
1.
Семейная родословная (4 ч)
Представление детей о родственных связях, о семейной родословной. Доброжелательное,
уважительное отношение к своим родственникам, стремление поддерживать добрые семейные
отношения.
Семья и здоровый образ жизни (4 ч)
Представление учеников о семье и здоровом образе жизни, об отношениях членов семьи
друг к другу. Интерес к семейным делам. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим
людям.
3.
Особенности уклада, строя жизни семьи (4 ч)
Представление о ведении домашнего хозяйства. Планирование и организация домашних
дел, осознанное отношение к своим обязанностям в семье. Уважение к труду старших.
2.
Незаменимость семьи для человека (4 ч)
Представления учеников о незаменимости семьи для человека, об отношениях членов
семьи друг к другу. Доброжелательное отношение к членам семьи и другим людям.
5.
Преемственность поколений (4 ч)
Представление о преемственности поколений. Любовь и уважение к старшим членам
семьи.
4.
Содержание семейного общения (4 ч)
Представление о том, что семья – это коллектив людей, которым очень хорошо вместе.
Любовь и забота о каждом члене семьи.
7.
Современная семья глазами ребѐнка. Тест «Идеальная семья» (4 ч)
Представление учащихся о семье с их точки зрения. Знакомство учащихся с
особенностями семей своих одноклассников, семейными ценностями, традициями и реликвиями
каждой семьи в классе.
8.Урок с родителями «Наша семья» (4 ч)
Интерес, почтение и уважение к особенностям своей семьи, чувство гордости за
принадлежность к своей семье, школе, малой Родине, России.
6.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема занятия
Количество
часов
Человек живет семьей
Мои родители
Бабушки и дедушки
Братья и сестры
Христианская семья
Наши имена
Генеалогическое древо семьи
Моя семья – часть моего народа (Беседа)
Святость материнства (Устный журнал)
Семейный досуг
Занятие семьи в свободное время (Коллективное рисование)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
Отдыхаем вместе (Экскурсия в парк)
1
Дата
13
14
Семья и здоровье
Роль медицинских работников в создании семьи (выступление
мед. работника)
1
1
15
Физическая культура (Разучивание комплекса физических
упражнений)
1
16
Спортивные игры в моей семье (Разучивание игр на свежем
воздухе)
Семья вместе - и душа на месте (Конкурс рисунков)
Семейные праздники. Изготовление подарков (Практическая
работа)
1
17
18
1
1
19 Семейные будни
1
20 Семейный бюджет
1
21 Сберегательная книжка
1
22 Наша дом – наша квартира
1
23 Дом и уют
1
24 Кто следит за порядком в доме и создает уют?
1
25 Как создать уют в своей комнате
1
26 Составление меню на выходной день для всей семьи (игра)
1
27 Уход за комнатными растениями
1
28 Уход за домашними животными (Практическая работа)
1
29 Особенность уклада, строя жизни семьи
1
30 Как защитить свой дом (Дискуссии)
1
31 Интересные случаи в своей семье
1
32 Праздник семьи (Внеклассное мероприятие)
2
-33
34 Обобщающее занятие
1
Итого
34
6класс (34 часа) Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 5 классе материала «"Моя семья чудесное место для жизни"» (3 ч)
Семья как пространство жизнедеятельности (3 ч).
Группы потребностей человека. Основные понятия: жизнедеятельность, потребность,
Наши роли в семье (2 ч.)
Семейная роль. Внутрисемейные отношения. Поведение в семье. Качества семьянина.
Основные понятия: семейная роль.
Разговор об этикете (1 ч.)
Придворный
этикет.
Дипломатический этикет.
Воинский
этикет.
Общегражданский
этикет.
Правила
общения.
Основные
понятия:
этикет, придворный этикет, дипломатический этикет, воинский этикет, общегражданский
этикет
Семейный этикет (2 ч)
Семейный этикет. Семейный этикет в разные эпохи. Основные понятия:
семейный этикет, взаимопонимание.
Добро, зло, терпимость (2 ч)
Добро. Зло. Терпимость. Правила, выполнение которых ведет к взаимопониманию.
Основные понятия: добро, зло, терпимость.
Доброта в нас и вокруг нас. (2 ч)
Культурное поведения в семье. Основные понятия: доброта,
сочувствие, сопереживание, помощь, ответственность, обязательность. Семья
в моей жизни.
Эти вредные конфликты. (2 ч.)
Конфликт. Виды конфликтов. Конфликт в семье. Причины конфликтов. Ступени
конфликта. Виды конфликта: конструктивные и неконструктивные.
Основные понятия: конфликт, межличностный конфликт, эмоции.
Как преодолеть конфликт в семье (4 ч)
Конфликтные ситуации. Сотрудничество. Компромисс.
Приспособление. Избегание. Правила успешного общения в конфликтной ситуации через
посредника. Основные понятия: конфликт, консенсус, компромисс, приспособление, избегание.
Твои права, подросток. Конвенция о правах ребенка. Права школьников. (3 ч).
Конвенция о правах ребенка. Жизненные ситуации, где ребенок оказывается в трудном
положении. Права подростков. Права школьников. Основные понятия: Конвенция о правах
ребенка, жизненные ситуации, права подростков, права школьников.
Ответственность. (3 ч).
Ответственность. Положительное и отрицательное влияние наших поступков на близких,
нас самих, на окружающих. Последствия ответственного поведения. Основные понятия:
ответственность, эгоизм, ответственность перед кем- то, ответственность за кого-то
Ситуация успеха в твоей жизни. (3 ч).
Ситуация успеха. Правила создания ситуации успеха. Основные понятия:успех, ситуация успеха,
Экономика семьи (3 ч.)
Ресурсы семьи: материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые.
Семейный бюджет. Основные источник и дохода семьи: фиксированные и переменные. Расходы
семьи. Основные понятия: ресурсы семьи, семейный бюджет, доходы, расходы.
Заключительный урок. Семейное жизнеустройство (1 ч.)
Тематическое планирование 6 класс
№
Тема
Содержание
Колвоча
сов
1
Вводноезанятие.
«Моясемья-чудесное
Местодляжизни»
Итогипроектированияв5классе
1
Урокиповторенияизученногов5
классематериала
Викторинапосемьеведению
1
Группыпотребностейчеловека.
1
Проживание
различных
эмоционально
значимых
жизненных событий
1
Основныепонятия: жизнедеятельность,
потребность,
1
Наши роли в семье (2
ч.)
Семейная роль.
Внутрисемейныеотношения.
1
1
Разговоробэтикете
Поведение в
семье. Качества
семьянина. Основные
понятия:
Семейнаяроль.
Придворныйэтикет.
2
(3 ч)
3
4
5
Семья
как
пространство
жизнедеятельности
ч).
(3
6
7
8
9
1
1
Дата
(1ч.)
10
11
Семейныйэтикет (2 ч)
12
Добро,зло,терпимость
(2 ч)
13
14
Доброта в нас и вокруг
нас.
(2 ч)
Дипломатическийэтикет.
Воинскийэтикет.
Общегражданский этикет. Правила
общения. Основные
понятия:
этикет,
придворный этикет,
Дипломатический этикет, воинский
этикет, общегражданский этикет
Семейныйэтикет.
Семейный этикет в разные эпохи.
Основные понятия:
семейный
этикет, взаимопонимание.
1
1
Добро. Зло. Терпимость.
1
Правила, выполнение которых
ведет
к
взаимопониманию.
Основные понятия:
добро, зло,
терпимость.
Культурное поведения
в
семье.
Основные
понятия:
доброта,
сочувствие,
сопереживание,
помощь, ответственность,
обязательность.
1
1
Семьявмоейжизни.
1
Конфликт.
Конфликт
в
семье.
Причины
конфликтов.
Ступениконфликта.
1
Виды конфликта: конструктивные и
неконструктивные.
Основные
понятия:
конфликт, межличностный конфликт,
эмоции.
Конфликтныеситуации.
1
Сотрудничество.Компромисс.
1
20
Приспособление.Избегание.
1
21
Правила успешного общения
в
конфликтной
ситуации
через
посредника.
Основные
понятия:
конфликт,консенсус,компромисс,
1
15
16
Этивредныеконфликты.
(2ч.)
17
18
Какпреодолеть
конфликтв семье
19
(4 ч)
24
Твоиправа,
подросток. Конвенция
о
правах
ребенка.
Правашкольников.
(3 ч).
25
Ответственность.(3ч).
22
23
приспособление,избегание.
Конвенцияоправахребенка.
1
1
Жизненные ситуации, где ребенок
оказывается в трудном положении.
1
Права
подростков.
Права
школьников.
Основные
понятия:
Конвенция о
правах
ребенка, жизненные
ситуации,
права
подростков,правашкольников.
1
Ответственность.
1
26
27
28
Ситуация успеха в
29
твоей жизни. (3ч).
30
1
Правила создания ситуации успеха
1
Основные понятия:
ситуация успеха,
1
успех,
1
Ресурсы
семьи: материальные,
трудовые, энергетические,
информационные, финансовые.
1
32
Семейный бюджет.
Основные
источник и
доходасемьи:
фиксированные и переменные.
1
33
Расходы семьи. Основные понятия:
Ресурсы семьи, семейный бюджет,
доходы, расходы.
1
31
34
Экономика семьи (3
ч.)
Положительное и
отрицательное
влияние
наших поступков
на
близких, нас
самих, на
окружающих.
Последствия
ответственного
поведения. Основные
понятия:
ответственность, эгоизм,
ответственность перед кем- то,
ответственностьзакого-то
Заключительный
урок.Семейное
жизнеустройство
ч.)
1
(1
7класс (34 часа)
«Психологический микроклимат семьи» Вводное занятие.
Уроки повторения изученного в 6 классе материала
«Семья. Этикет. Доброта и терпимость. Конфликты.
Ответственность. успех» (3 ч)
Брак как основа семьи. (2 ч)
Исторические корни брака. Понятие брака. Функции брака. Виды браков. Особенности
брачного выбора. Брачный возраст. Мотивы вступления в брак. Любовь как основной мотив
брака. Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы. Отличия брака от семьи.
Основные понятия: брак, семья, любовь
Семья как социальный институт (2 ч.)
Социальные и индивидуально-личностные основы семьи.
Понятие традиционной и современной семьи как основных еѐ форм.
Супружеская семья и отношения между еѐ членами.
Социальные и асоциальные (альтернативные) модели семьи Основные понятия:
семья, социальный институт.
Социально-психологический статус семьи (2 ч.)
Основные понятия: социально-психологический статус, адаптация.
Социально-психологический климат в семье (2 ч.).
Микроклимат семьи, его влияние на детей. Социально-психологический климат в семье и
пути его достижения
Основное понятие: социально-психологический климат
Страна эмоций. Чувства и эмоции, которые мы переживаем (2 ч.) Эмоции и их виды,
чувства и их виды. Основные понятия: эмоции, чувства.
Чувства, которые мы переживаем в семье (3 ч)
Чувства,
которые
мы
переживаем
в
семье.
Способы
преодоления
отрицательных чувств в семье. Основное понятие: чувства
Связанная с семьей тревожность (2 ч.)
Признаки тревожности в семье. Основные понятия:
тревожность.
Преодоление тревожности в семье (2 ч)
Здоровые способы преодоления тревожности в семье
Основные понятия: способы преодоления тревожности, расслабление
Как перестать беспокоиться (1ч.)
Беспокойство. Проявления беспокойства. Способы его преодоления. Основное понятие:
беспокойство
Как преодолеть страх (1ч.)
Страх. Проявления страха и способы его преодоления
Основное понятие: страх
Пойми меня (1ч.) Основные понятия:
На пути к гармонии (1ч.) Основное понятие: гармония
Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других
(1ч.) Основные понятия: индивид, индивидуальность
Мое «Я» (1ч.) Основные понятия: личность, самопознание
Скажи себе: «Сам» (1ч.) Основные понятия: самопознание
Родители и дети (3 ч.) Виды отношений между людьми. От кого зависят взаимоотношения в
семье. Основные
понятия:
сотрудничество,
паритет, соревнование,
конкуренция, синтагонизм.
Семейное право в России: XXI век (2 ч.) Семейные
правоотношения.
«Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса
Российской Федерации». Основные понятия: права, обязанности, Семейный кодекс РФ
Я-ребенок! Я–гражданин! (1 ч.)
Основные понятия: ребенок, гражданин. Конвенция о правах ребенка, права и обязанности
подростков, школьников.
№
Тематическое планирование
Тема
Содержание
Колво
часов
1
2
3
4
Вводное занятие
Семья. Этикет. Доброта и
терпимость.
Конфликты.
Ответственность. успех (3 ч)
Цели и задачи курса
Семья. Этикет
Доброта и терпимость
Ответственность. успех
1
1
1
1
5
Брак как основа семьи. (2 ч)
Исторические
Понятие брака
6
Мотивы
Любовь
брака.
корни
брака. 1
вступления в брак. 1
как основной мотив
Дата
7
Семья
как социальный
институт (2 ч.)
Социальные
и
индивидуально-личностные
основы семьи
1
Понятие
традиционной
и 1
современной семьи как основных
еѐ форм.
8
Социальнопсихологический
10 семьи (2 ч.)
11 Социальнопсихологический
12 семье (2 ч.).
9
Социально-психологический
статус статус семьи
Социальная адаптация семьи
Микроклимат
семьи,
его
климат в влияние на детей
Социальнопсихологический климат в семье и
пути его достижения
Эмоции и их виды,
Страна эмоций. Чувства и
эмоции,
которые
мы
Чувства и их виды
переживаем (2 ч.)
которые
15 Чувства,
которые
мы Чувства,
16
17
18
Связанная с
семьей
тревожность (2 ч.)
19
20
Преодоление
семье (2 ч)
тревожности
1
1
1
1
1
13
14
переживаем в семье (3 ч)
1
мы 1
переживаем в семье
Анализ ситуаций
Способы
преодоления
отрицательных чувств в
семье
Признаки
тревожности
в
семье
Основные понятия:
тревожность.
способы
в Здоровые
преодоления тревожности в семье
1
1
1
1
1
Основные
понятия:
способы 1
преодоления
тревожности,
расслабление
21
22
Как перестать
беспокоиться (1ч.)
Беспокойство.
беспокойства.
преодоления
Проявления 1
Способы
его
23
Как преодолеть страх (1ч.)
Страх. Проявления страха
способы его преодоления
24
Пойми меня (1ч.)
Анкетирование учащихся
1
25
На пути к гармонии (1ч.)
Основное понятие: гармония
1
26
Привет, ндивидуальность, или Основные понятия: индивид,
чем я отличаюсь от других (1ч.) индивидуальность
1
27
Мое «Я» (1ч.)
28
Скажи себе: «Сам» (1ч.)
Основные понятия: личность,
самопознание
Основные
понятия:
самопознание
и 1
1
1
29
Виды
людьми
Родители и дети (3 ч.)
между
От
кого
зависят
взаимоотношения в семье
Основные понятия:
сотрудничество, паритет,
соревнование, конкуренция,
синтагонизм
30
31
32
33
34
отношений
1
1
1
Семейные правоотношения.
1
Семейный кодекс РФ
1
– Конвенция о правах ребенка, 1
права и обязанности подростков,
школьников.
Семейное право в России: XXI
век (2 ч.)
Я
ребенок!
гражданин! (1 ч.)
Я
8класс (34ч.)
Введение в дисциплину (1 ч)
Постановка целей и задач курса. Выбор тем для проектов
Понятие брака, его социальная сущность, функции и виды (2 ч)
Отличия брака от семьи. Брачный возраст и выбор партнера. Изучение новых понятий,
обсуждение функций, типов брака. Анализ социальных особенностей личности при выборе
партнера. Гомогенный и гетерогенный брак.
Мотивы расторжения брака. Повторный брак и его проблемы (1 ч)
Анализ объективных и субъективных мотивов расторжения брака для детей и взрослых,
проблем в повторном браке.
Гендерные отношения и трансформация гендерных ролей в современном обществе (2
ч)
Изучение понятий «гендер», «гендерные роли», «гендерные отношения». Понятие семьи, еѐ
происхождения как социального института. Роль семьи в обществе (1 ч)
Изучение понятия «семья», еѐ социальных и индивидуальных функций в современном
обществе.
Структура семьи, еѐ социальные типы и модели (2 ч)
Анализ типов семьи как малой группы в традиционном и современном обществе, в
западной и восточной культурах.
Демографическая ситуация в мире (2 ч)
Выступление с рефератами о демографических особенностях стран мира.
Социально-демографические особенности и тенденции развития института семьи в
Российской Федерации (1 ч)
Анализ
данных статистики и демографии, существующих проблем, путей изменения
кризисного положения в институте семьи.
Подготовка к празднованию Дня матери (1 ч)
Учащиеся готовят рассказы о своих мамах, учат стихи и песни.
Проведение праздничного мероприятия, посвященного Дню матери (29 ноября)
Семейные отношения как объект права (1 ч) Изучение
Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения и расторжения брака (1 ч)
Изучение процедуры заключения брака, технологии ведения записи актов гражданского
состояния.
Права и обязанности родителей и детей (2 ч)
Изучение правовых документов РФ по определению перечня прав и обязанностей
родителей и детей.
Семейный бюджет (1 ч)
Разработка собственного бюджета семьи, анализ
различных вариантов расходов и
доходов семейного бюджета.
Отношение к детям в современной семье. Роль матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных семьях, трансформация отношений родителей к детям на
протяжении последних десятилетий. Ролевые установки матери и отца в процессе воспитания
ребенка.
Семья как среда общения и воспитания (1 ч)
Изучение семьи как этапа первичной социализации личности гражданина. Типы
воспитания детей родителями (1 ч)
Анализ методов воспитания детей, выбор оптимального варианта, анализ причин выбора.
Типы семей с негативным воспитательным потенциалом (1 ч)
Анализ
последствий для
детей ошибочных форм воспитательного воздействия
со стороны родителей.
Тактики семейного воспитания в различных типах семьи (1 ч)
Предложение собственных тактик семейного воспитания учащимися при анализе
различных типов семьи
Альтернативные формы брака и семьи (1 ч)
Поиск материалов в печати, в массовых журналах, сообщения на уроке.
Тенденции, причины развития альтернативных форм брачно-семейных отношений (1
ч)
Анализ тенденций развития альтернативных вариантов брака и семьи в современном
мире.
Подготовка к празднованию Дня семьи (15 мая) (1 ч)
Работа над созданием презентации о своей семье – еѐ генеалогического древа, рода
занятий членов, выполняемых семейных обязанностей.
Значение семейных ценностей в современном мире (2 ч)
Анализ тенденций с сохранением или распадом семейных ценностей в западных и
восточных странах мира.
Роль семьи в годы Великой Отечественной войны (1 ч)
Написание эссе на тему «Моя семья, мой род в годы Великой Отечественной войны»
Заключительные уроки. Подведение итогов (3 ч)
Тематическое планирование
№ Тема
Содержание
Кол-во
часов
1
Введение в дисциплину (1
ч.)
Постановка целей и задач курса.
Выбор тем для проектов
1
2
Понятие брака, его
социальная сущность,
функции и виды (2 ч)
3
Отличия брака от семьи.
Брачный возраст и выбор
партнера
1
Изучение новых понятий,
обсуждение функций, типов
брака
1
Дата
4
5
6
7
8
Анализ
объективных и
Мотивы
расторжения
субъективных
мотивов
брака. Повторный брак и
расторжения брака
его проблемы (1 ч.)
Изучение понятий «гендер»,
Гендерные отношения и
трансформация гендерных «гендерные роли», «гендерные
отношения
ролей в современном
обществе (2 ч)
Гендерные отношения и
трансформация гендерных
ролей
Понятие
семьи,
еѐ
происхождения
как
социального
института.
Роль семьи в обществе (1 ч)
Структура
семьи,
еѐ
социальные типы и
модели (2 ч)
Изучение понятия «семья», еѐ
социальных и
индивидуальных функций в
современном обществе
1
1
1
Анализ типов семьи как малой 1
группы в традиционном и
современном обществе
Модели семьи
9
1
1
10
Демографическая ситуация Выступление с рефератами о
демографических особенностях
в мире (2 ч)
стран мира
1
11
Выступление с рефератами о
демографических особенностях
стран мира
1
12
13
14
15
16
17
18
Социальнодемографические
особенности и тенденции
развития института
семьи в
Российской
Федерации (1 ч)
Подготовка
к
празднованию Дня
матери (1 ч)
Семейные
отношения
как объект права (1 ч)
Порядок заключения и
расторжения брака (1 ч)
Анализ
данных статистики и 1
демографии,
существующих
проблем,
путей
изменения кризисного
положения в институте семьи
Учащиеся
готовят
1
рассказы о своих мамах, учат
стихи и песни
Изучение
Семейного кодекса РФ.
Изучение процедуры заключения
брака, технологии ведения записи
актов гражданского
состояния
правовых
Права
и
обязанности Изучение
документов РФ
родителей и детей (2 ч)
Изучение
правовых
документов РФ
Разработка собственного бюджета
Семейный бюджет (1 ч)
семьи,
анализ
различных
вариантов
расходов и доходов семейного
бюджета
1
1
1
1
1
19
Отношение к детям в
современной семье. Роль
матери и отца в
воспитании детей (2 ч)
Анализ роли детей в современных 1
семьях,
трансформация
отношений родителей к детям на
протяжении
последних
десятилетий
20
Ролевые установки матери и отца 1
в процессе воспитания ребенка.
21
Семья как среда общения и Анализ методов воспитания 1
детей, выбор оптимального
воспитания
варианта,
анализ
причин
(1 ч)
выбора
22
Типы
семей
с Анализ последствий для детей 1
форм
негативным воспитательным ошибочных
воспитательного воздействия
потенциалом (1 ч)
со стороны родителей
23
Тактики
семейного
воспитания в различных
типах семьи (1 ч)
24
Альтернативные формы
брака и семьи (1 ч)
25
Тенденции,
причины
развития
альтернативных форм
брачно-семейных отношений
(1 ч)
26
Подготовка к празднованию Работа
над
созданием 1
презентации о своей семье – еѐ
Дня семьи
генеалогического древа, рода
(15 мая) (1 ч)
занятий
членов,
выполняемых
семейных обязанностей.
27
28
Значение семейных
ценностей в современном
мире (2 ч)
Предложение собственных
1
тактик
семейного
воспитания учащимися при
анализе
различных
типов семьи
Поиск материалов в печати, в 1
массовых журналах, сообщения
на уроке.
Анализ тенденций развития 1
альтернативных
вариантов
брака и семьи в современном
мире
Семейные ценности
Анализ
тенденций с
сохранением или распадом
семейных ценностей в
западных и восточных странах
мира
1
1
Роль семьи в годы Великой Написание эссе на тему «Моя 1
семья, мой род в годы Великой
Отечественной
Отечественной войны»
войны (1 ч)
1
30 Заключительные
уроки. Заслушивание эссе
Подведение итогов (3 ч)
Защита портфолио
2
3132
29
Защита проектов
3334
2
9класс (34 ч.)
Детство, супружество, родительство, родство, поколение (4 ч)
Основные понятия: семья, брак, супружество
Семья и экономика (4 ч)
Основные понятия: бюджет, экономика, деньги. Шесть шагов процесса по планированию
финансов. Основные способы защиты от нежелательных явлений Семья и право (4 ч)
Основные понятия: норма, порядок, закон, семья. Основные принципы законодательного
регулирования семейных отношений. Условия вступления в брак
Семья и культура. Семейные ценности (4 ч)
Основные понятия: нравственный, ценный. Общая культура семьи, проведение семейного
досуга, духовные потребности семьи
Происхождение семьи. Семья и национальная культура (4 ч)
Основные понятия: семья, брак. Влияние закономерного развития общества на процесс
развития и становления семьи и становления семьи. Некоторые факты из жизни семей великих
людей
Особенности современной российской семьи (4 ч)
Основные понятия: семья, неполная семья, эмансипация женщин. Изменение структуры
семьи на протяжении истории. Социальный кризис в стране. Социальные проблемы современной
семьи
Изменение отношений в семье (4 ч)
Основные понятия: доверие, независимость
Конфликтные семейные ситуации и меры профилактики (4 ч)
Основные понятия: конфликт. Этапы последовательного поведения, направленные на
преодоление конфликтов Стратегии решения конфликтных ситуаций
№
1
2
3
Тематическое планирование
Содержание
Тема
Детство,
супружество, Этапы развития человека
родительство,
родство,
Виды супружеских отношений
поколение (4 ч)
Классификация семей
1
1
Родство, поколения
4
5
Кол.часов
1
Семья и экономика (4 ч)
Основные
понятия:
экономика, деньги
1
бюджет, 1
6
Шесть
шагов
процесса
планированию финансов.
7
Доходы и расходы семьи
8
Основные способы защиты
нежелательных явлений
9
Семья и право (4 ч)
Основные
понятия:
порядок, закон, семья
по 1
1
от 1
норма, 1
Дата
Основные
законодательного
регулирования
10
принципы 1
семейных
11
отношений.
Семейный кодекс РФ
1
12
Условия вступления в брак
1
Семья и культура.
1
Семейные ценности
Основные
понятия:
нравственный, ценный
Общая
культура
семьи,
проведение семейного досуга
История происхождения семьи
1
1
19
Семья и национальная культура
1
20
Некоторые факты из жизни семей 1
великих людей
13
14
15
Семья
и
культура.
Семейные ценности (4
ч)
16
17
18
21
22
1
Происхождение
семьи.
Семья
и
национальная
Особенности семьи на различных 1
культура (4 ч)
этапах развития общества
Особенности
современной
семьи (4 ч)
Основные понятия: семья, неполная 1
российской семья, эмансипация женщин
Изменение структуры
протяжении истории
Изменение
семье (4 ч)
28
29- Конфликтные
30 ситуации и меры
31 профилактики (4 ч)
на 1
1
1
Степень
ответственности
членов семьи
Анкетирование учащихся
семейные Конфликт. Виды конфликтов
1
отношений
27
семьи
Социальный кризис в стране и семья
Социальные
проблемы
современной семьи
в Доверие и независимость
Анкетирование учащихся
23
24
25
26
1
1
1
1
2
Этапы
последовательного
поведения, направленные на
преодоление конфликтов
1
3233
Стратегии решения конфликтных
ситуаций
2
34
Поведение
человека
конфликтной ситуации
в 1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№п/п
Наименование объектов и средств учебно- методического и материально-технического
обеспечения
1
.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) «Семьеведение». Е.Ф.Купецковой,
Г.Н.Редя, И.Ф.Смирнова
2
.
Печатные и демонстрационные пособия
Карточки с заданиями для 5-9 класса
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в
программе и методических пособиях
3
Технические средства обучения (ТСО)
Мультимедийное оборудование / интерактивная доска/
Ноутбук
Колонки
Персональный компьютер с принтером
.
4
.
Экранно-звуковые пособия и MULTIMEDIA – поддержка -Мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы: электронное приложение к учебнику, тренажеры,
компьютерные игры, презентации
-Презентации, соответствующие содержанию предмета
-Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/ )
Количество
1
1
1
1
1