МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области
РАССМОТРЕНО
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МОУ СОШ им.И.С. Кошелева
Директор МОУ СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
с. Лермонтово
________________________
________________________
Протокол № 1
от « 26 »
августа
Сорокина В.Н.
2024
г.
Приказ № 80
от « 26 » августа
2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Путь к созданию текста»
для обучающихся 11 класса
Лермонтово2024-2025
г.
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Цели и задачи
1.4. Место предмета в учебном плане
1.5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.6. Содержание программы
2. Учебно-методическое обеспечение
3. Календарно-тематическое планирование
2
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативная база
Элективный курс «Путь к созданию текста» адресован учащимся 11 класса
общеобразовательных учреждений. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа «Углубленное изучение русского языка» составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования в соответствии с:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм.;
Федеральным государственным образовательным стандартом
среднегообщего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413, в
редакции приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 12 08.2022 №732;
Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего
общего образования»;
Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9.04.2016, № 637-р);
Положением о порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся по основной
образовательной программе среднего общего образования в
общеобразовательном лицее ТИУ, утвержденного решением Ученого
совета ТИУ (протокол от 31.07.2023 № 09-доп);
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей составляющей элективного курса «Углубленное изучение
русского языка» являются элементы содержания, ориентированные на
формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся –
способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения
информации из текстов разных форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации,
интерпретации и использования в практической деятельности.
Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, классификации, установления определённых закономерностей
и правил, конкретизации; овладение русским языком как средством
получения различной информации. Формирования умений осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных
форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.).
Курс «Углубленное изучение русского языка» обеспечивает
общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению
обучения в системе среднего профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Учебный курс направлен на достижение следующих целей:
1. расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать
2. языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
3. совершенствовать навыки применения в практике речевого общения
основных норм современного русского литературного языка;
4. обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах
орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах
русского языка;
5. совершенствование умений анализировать языковые единицы разных
уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации, умений
определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте.
4
Задачи элективного курса «Углублённое изучение русского
языка»:
1. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность
учащихся;
2. обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с
одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах использования;
3. оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных
коммуникативных задач;
4. сформировать и совершенствовать основные информационные умения и
навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей
и жанров, работа с различными информационными источниками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«УГЛУБЛЁННОЕ ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений и
заключений. Написание различных видов вступлений и заключений
сочинения.
Проблема текста.
Типичные ошибки при формулировании проблемы. Работа с текстами.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений и
заключений. Написание различных видов вступлений и заключений
сочинения.
Типичные ошибки при формулировании проблемы. Работа с текстами.
Комментарий к проблеме: от противного, вслед за автором, краткий пересказ
и другие. Типы информации в тексте. Введение цитат в текст сочинения.
5
Типичные ошибки при комментарии проблемы. Работа с текстами.
Написание комментария.
Способы выражения смысловой связи между примерами. Работа с текстами.
Авторская позиция. Типичные ошибки при формулировании авторской
позиции. Автор и рассказчик. Работа с текстами.
Аргументация собственного мнения. Виды аргументов, их «ценность».
Создание «банка аргументов». Отработка навыков аргументации. Работа с
текстами.
Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной
работы, их предупреждение.
Грамматические, речевые, логические, фактические ошибки и их
предупреждение.
На изучение элективного курса в 11 классах в учебном плане на 2024-2025
учебный год отводится 17 часов (0,5 часа в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного
и ответственного члена российского общества;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении
с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений,
написанных на русском языке;
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности,
6
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу; духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числесловесного, творчества;
стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при
выполнении творческих работ по русскому языку;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни,
7
ответственного отношения к своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского
языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные
жизненные планы;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров;
координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при
выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык»,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, втом
числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и
социальных проектов;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе
лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять
9
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных
видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации
и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представленияи
визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения:
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи
излагать своё мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
10
деятельности:
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и
воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающийся получит следующие предметные результаты:
определять тему и основную мысль текста;
указывать средства связи между частями текста;
определять тип и стиль речи;
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных
средствах языка при анализе текста;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной
литературы);
анализировать форму исходного текста; определять изобразительновыразительные средства лексики; характеризовать и оценивать высказывания
с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и
эмоционально-экспрессивной лексики.
находить характерные для исходного текста языковые средства;
создавать связное высказывание;
излагать последовательно собственные мысли;
11
использовать в собственной речи разнообразие грамматических
конструкций и лексическое богатство языка. Анализировать и
характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения
орфографических правил современного русского литературного языка (в
рамках изученного).
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими
и пунктуационными нормами литературного языка.
выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте;
создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты
разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей
(объём сочинения — не менее 150 слов).
12
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
разделов и
тем
Содержание
учебного
материала
Кол-во
часов
Период
изучени
я
Электронные
цифровые
образователь
ные ресурсы
1.Введение. Цели и Введение. Цели 1
задачи
и задачи
элективного курса. элективного
курса.
Сочинение как
вид письменной
работы по
русскому языку.
http://www.ege
.
edu.ru
2.Структура
сочинениярассуждения.
2
http://www.ege
.
edu.ru
4заполнен
о
http://rustest.ru
Теория и
практика
написания
сочинениярассуждения.
Структура
сочинениярассуждения,
его композиция.
Виды
вступлений
и заключений.
Написание
различных
видов
вступлений и
заключений
сочинения.
3.Проблема текста. Проблема
текста.
Типичные
ошибки при
формулировани
и
проблемы.
Работа с
текстами.
13
4.Комментарий к
проблеме
Комментарий к
проблеме: от
противного,
вслед
за автором,
краткий
пересказ и
другие. Типы
информации в
тексте.
Введение цитат
в текст
сочинения.
6
5.Типичные
ошибки при
комментарии
проблемы
Типичные
ошибки при
комментарии
проблемы.
Работа с
текстами.
Написание
комментария.
3
6.Способы
выражения
смысловой связи
между
примерами.
Способы
выражения
смысловой
связи между
примерами.
Работа с
текстами.
2
7.Авторская
позиция.
Авторская
позиция.
Типичные
ошибки при
формулировани
и авторской
позиции. Автор
и
рассказчик.
Работа с
текстами.
2
14
http://rustest.ru
http://rustest.ru
7.Аргументация
собственного
мнения.
Аргументация
собственного
мнения. Виды
аргументов, их
«ценность».
Создание
«банка
аргументов».
Отработка
навыков
аргументации.
Работа с
текстами.
8.Абзацное
членение.
Абзацное
3
членение,
типичные
ошибки в
абзацном
членении
письменной
работы, их
предупреждение
.
9. Абзацное
членение.
Речевое
оформление
сочинения.
Точность и
выразительност
ь речи.
Упражнения по
анализу
и написанию
отдельных
частей
сочинения.
10.Грамматические
,
речевые,
логические,
фактические
ошибки и их
Грамматические 2
, речевые,
логические,
фактические
ошибки и их
предупреждение
4
http://rustest.ru
2
15
http://rustest.ru
предупреждение.
.
11.Итоговое
сочинениерассуждение.
Итоговое
сочинениерассуждение.
2
12.Анализ
итогового
сочинения.
Анализ
итогового
сочинения по
критериям
оценки.
Распределение
времени на
экзамене.
1
ИТОГО:
34
.
Поурочное планирование
№ Тема урока
1
Введение. Сочинение как вид письменной работы
по русскому языку.
2
Структура сочинениярассуждения, его композиция.
Виды вступлений
и заключений. Написание различных видов
3
16
Кол-во
часов
1
Дата
1
16.09
1
09.09
вступлений и заключений сочинения.
4
Проблема текста.
1
5
Типичные ошибки при формулировании
проблемы. Работа с текстами.
1
6
Типичные ошибки при формулировании
проблемы. Работа с текстами.
1
7
Типичные ошибки при формулировании
проблемы. Работа с текстами.
1
8
Комментарий к проблеме: от противного, вслед
за автором, краткий пересказ и другие.
Комментарий к проблеме текста.
1
9
1
10 Типы информации в тексте. Введение цитат в
текст сочинения.
1
11 Типы информации в тексте. Введение цитат в
текст сочинения.
1
12 Типы информации в тексте. Введение цитат в
текст сочинения.
1
13 Типы информации в тексте. Введение цитат в
текст сочинения.
1
14 Типичные ошибки при комментарии проблемы.
Работа с текстами. Написание комментария.
1
15 Типичные ошибки при комментарии проблемы.
Работа с текстами. Написание комментария.
1
16 Типичные ошибки при комментарии проблемы.
Работа с текстами. Написание комментария.
1
17 Способы выражения смысловой связи между
примерами. Работа с текстами.
1
18 Способы выражения смысловой связи между
примерами. Работа с текстами.
1
17
19 Авторская позиция. Типичные ошибки при
формулировании авторской позиции. Автор и
рассказчик. Работа с текстами.
1
20 Авторская позиция. Типичные ошибки при
формулировании авторской позиции. Автор и
рассказчик. Работа с текстами.
1
21 Аргументация собственного мнения. Виды
аргументов, их «ценность». Создание «банка
аргументов».
22 Виды Аргументов. Создание «банка
аргументов». Отработка навыков аргументации.
Работа с текстами.
1
23 Создание «банка аргументов». Отработка навыков
аргументации. Работа с текстами.
1
24 Создание «банка аргументов». Отработка навыков
аргументации. Работа с текстами.
1
25 Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их
предупреждение
26 Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их
предупреждение
27 Абзацное членение, типичные ошибки в
абзацном членении письменной работы, их
предупреждение
28 Речевое оформление сочинения. Точность и
выразительность речи.
29 Речевое оформление сочинения. Упражнения по
анализу и написанию отдельных частей сочинения.
1
30 Грамматические, речевые, логические,
фактические ошибки и их предупреждение
31 Грамматические, речевые, логические,
фактические ошибки и их предупреждение
32 Итоговое сочинение-рассуждение.
33 Итоговое сочинение-рассуждение.
34 Анализ итогового сочинения по критериям
оценки.
Общее количество часов 34
1
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19