Рабочая программа курса «Растениеводство»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА им.И.С.Кошелева с. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Одобрено на заседании
педагогического совета МОУ
СОШ им.И.С.Кошелева
с. Лермонтово
Протокол №1от 26. 08.2024г.

Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с. Лермонтово
________________ Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 .08. 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса
«РАСТЕНИЕВОДСТВО» 7 КЛАСС

Учитель -

2024 год

Кузьмина М.Б.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы. Программа разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и
за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена особенностью проектноисследовательской деятельности. Эта деятельность лежит в основе познавательного
интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным
условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с
проектами и исследованиями – в науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому
важным элементом развития личности обучающегося является формирование основных
навыков проектно- исследовательской деятельности.
Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня
знаний, а также и практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение
приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и
научно- исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся
нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности
суждений.
Для полного учета потребностей учащихся в программе используется
дифференцированный подход, что стимулирует учащегося к увеличению потребности в
индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь
школьниками, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению
предметов естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям.
В подростковом возрасте учащиеся проявляют свою заинтересованность в той или
иной области знаний, научном направлении или профессиональной деятельности. Таким
образом происходит формирование познавательной и профессиональной составляющей
личности, помогает учащемуся в определении будущего жизненного пути и в
профессиональном выборе после окончания школы.Подобного рода заинтересованность
стимулирует постоянное желание школьникак познанию нового, расширению и
углублению соответствующих знаний, и
получению новых в том числе практических навыков, а также мотивирует учащегося на
профориентацию.
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и
осуществления собственной проектно-исследовательской деятельности, а также в
приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием или
проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его
области естественных наук, а также в приобретении важных социальных навыков,
необходимых для продуктивной социализации и формирования гражданской позиции:

 навыка самостоятельного решения актуальных исследовательских или
практических задач, включающего в себя умение видеть и анализировать проблемы,
нуждающиеся в решении, умение детально прорабатывать и реализовывать способы
работы с ними, умение планировать собственную работу
контролировать свое продвижение к желаемому результату;

исамостоятельно

 навыка генерирования и оформления собственных идей, облечения их в
удобную для распространения форму;

 - навыка уважительного отношения к чужим взглядам и идеям, оформленным в
работах других людей, других авторов – владельцев интеллектуальной собственности;
 навыка

публичного
выступления
перед
большой
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения, ответов на вопросы сверстников
и взрослых, убеждения других в своей правоте, продвижения своих идей;

 навыка

работы со специализированными компьютерными программами,
лабораторным оборудованием, техническими устройствами, библиотечными фондами и
иными ресурсами, с которыми может быть связана проектно- исследовательская
деятельность школьника.
Кроме того, работа школьника над проектом или исследованием будет способствовать
и развитию его адекватной самооценки.
Программа курса «Основы растениеводства» рассчитана на изучение в течение одного года
(34 часа в год).
Особенности работы учителя по программе. Задача учителя состоит в том, чтобы
сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал
каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных
формах. При этом результатом работы учителя в первую очередь является личностное
развитие учащегося. Личностных результатов учитель может достичь, увлекая ученика
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным
содержанием.
Примерная схема проведения занятий по программе:

1. Объяснение теоретического материала по теме.
2. Подготовка к экспериментальному занятию, обсуждение объектов для практического
занятия.
3. Проведение практического занятия – основная задача освоение методологии данного
эксперимента.
4. По окончании предложить детям, которые заинтересовались данным экспериментом,
развить его в исследовательский проект. Для этого необходимо обсудить объекты, которые
ученик будет исследовать, составить планэксперимента.
5. Помочь ученику проанализировать результаты эксперимента.
Оценить результаты проектно-исследовательской деятельности школьников можно в
процессе защиты ими своих работ в рамках школьной научно- практической конференции.
Содержание курса
1. Введение в растениеводство (1 час)
Что-такое растениеводство: основные факторы выращивания растений. История
развития агрохимических знаний (работы М.В. Ломоносова, Ю. Либиха, Буссенго, В.В.
Докучаева, К.А. Тимирязева, П.А. Костычева, Д.Н. Прянишникова и др.). Практическая
работа
«Бочка Либиха».

2. Агротехнический эксперимент (3 часа)
Правила постановки агроэкспериментов. Постановка экспериментов с растениями.
Выбор темы, составление гипотезы, цели и задач эксперимента по выращиванию растений в
контролируемой среде. Контроли, повторности, проведение эксперимента. Планирование
эксперимента. Оценка результатов эксперимента. Исследовательская работа «Факторы,
влияющие на прорастание семян (рост проростков)».
Освоение технологии круглогодичного выращивания салатов и микрозелени
в контролируемых искусственных условиях. Сбор установки для выращивания растений в
контролируемых условиях.

3. Роль химических элементов в питании растений (10 часов)
Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы, катионы, электропроводность и рН раствора. Роль
химических элементов в питании растений. Получение питательных веществ растениями.
Практическая работа «Схемы питательных растворов. Расчет доз удобрений для
питательных растворов».
Удобрения: органические, минеральные, микробиологические. Типы питания
растений. Воздушное и минеральное (корневое) питание растений. Транспорт питательных
веществ растений: восходящий и нисходящий ток. Важнейшие калийные, фосфорные и
азотные удобрения, их свойства. Простые и сложные удобрения. Практическая работа
«Правила смешивания удобрений» Практическая работа «Питание растений: технология
приготовления питательных растворов для разных культур».
Рост и развитие растений: этапы онтогенеза, факторы, влияющие на рост растений:
свет, густота посадок, питание, субстрат.
Особенности питания растений азотом. Азот и его значение в жизни растений.
Формы азота и их превращение в почве.
Источники фосфора для растения. Значение фосфорсодержащих соединений в клетке.
Роль макроэргических соединений фосфора в энергетическом обмене.
Влияние калия на физические свойства протоплазмы, на ферменты углеводородного
обмена, синтез белков и др. Роль калия в поддержании ионного баланса в тканях, в
процессах саморегуляции.
Регуляторная и структурообразовательная роль кальция. Участие в образовании
клеточной стенки, поддержании структуры мембран и регуляция их проницаемости.
Значение магния в метаболизме растений. Магний в составе хлорофилла, сходство
хлорофилла и гемоглобина как свидетельство единства органического мира.
Сера и его основные соединения, их роль в структурной организации клетки, участие
в окислительно-восстановительных реакциях.
Микроэлементы. Представления о роли микроэлементов в метаболизме растений.
Особенности поступления микроэлементов в растения. Синергизм и антагонизм элементов
питания растений.
Растительная диагностика и методы идентификации недостатка/избытка элементов
питания.
4. Регуляторы роста растений. Защита растений (2 часа)
Понятие о регуляторах роста растений. Стимуляторы роста – фитогормоны
(ауксины,
гиббереллины,
цитокинины).
Ингибиторы
роста
растений:
1.
природные(абсцизовая кислота и некоторые фенольные вещества (икумаровая, коричная,
салициловая к-ты), 2. синтетические (морфактины, ретарданты, дефолианты, десиканты,
гербициды). Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы
мониторинга. Практическая работа
«Фитомониторинг и оценка состояния растений. Современные способы мониторинга».

5. Водная,

песчаная
и
почвенная
культуры,
их
применение
в
выращиваниирастений. Физиология растений (4 часа)
Водная, песчаная и почвенная культуры, их применение в выращивании растений.
Проведение воды в корне и стебле растений. Практическая работа «Корневое давление».
Водный режим растений: строение устьиц: факторы, влияющие на их раскрытие и
закрытие. Значение механизма регуляции испарения влаги растением.
Фотосинтез – уникальный процесс растений. Темновая и световая фазы фотосинтеза.
Значение фотосинтеза для живых организмов.
Факторы роста растений: воздух и аэрация. Подземное дыхание растений: состав
почвенного воздуха, газообмен. Газообмен при беспочвенном выращивании.
6.

Культурные растения. Современные аспекты селекции (10 часов)

Как человек стал использовать растения? Связь развития цивилизации человека и
одомашнивания растений. Доместикация. Дискуссия «Доместикация, все ли растения и
животные, которые живут рядом с человеком им одомашниваются? Можно ли считать
таракана одомашненным животным?»
Наследственность и изменчивость – основные свойства живых организмов.
Изменчивость. Виды изменчивость. Практическая работа «Модификационная изменчивость
(листья, иголки с одного дерева)».
Ген – материальный носитель наследственности и изменчивости. Нуклеиновые
кислоты. Локализация генетического материала в клетке. Деление клеток. Репликация ДНК.
Основная догма молекулярной биологии. Транскрипция. Трансляция. Мутации.
Практическая работа
«Ген – инструкция по сборке клетки (на бисере или конструкторе)».
Эффект бутылочного горлышка и генетическое разнообразие. Что такое генбанк?
Зачем сохранять генетические ресурсы растений? Основные способы сохранения
генетических ресурсов растений (ex situ и in situ).
Значение работ Н.И. Вавилова. Закон
гомологических
рядов.
Центры происхождения культурных
растений Н.И. Вавилова и П.М. Жуковского.
Основные методы
селекции.
Гибридизация.
Формы
отбора.
Основные направления селекции: улучшение урожайности, устойчивости к
биотическим и абиотическим факторам.
Есть ли жизнь в пробирке? Биотехнология культурных растений.
Как человек может модифицировать растения? Генетическое редактирование.
Современные подходы и достижения генетического редактирования растений.
7. Растительная продукция. (4 часа)
Надземные и подземные органы растений. Побег и видоизмененный побег растений.
Способы размножения растений.
Понятие о качестве продуктов питания. Проблемы конкуренции отечественных
продуктов питания с импортными. Логистика доставки и средства сохранения продуктов
питания. Практическая работа «Предельно допустимые концентрации (ПДК) и методы
контроля безопасности растительных продуктов питания».
Микрозелень: полезность и технология.
Химический анализ продукции. Основы спектрофотометрии. Потенциометрия.
Хроматография.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметныхобразовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к конструктивнойсовместной деятельности
при выполнении исследований и проектов, стремление квзаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: отношение к биологии как к важной составляющей
культуры, гордость за вклад российских и советских учѐных вразвитие мировой
биологической науки.
В сфере духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать поведение и поступки с
позиции нравственных норм и норм экологической культуры; понимание значимости
нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
В сфере эстетического воспитания: понимание роли биологии в формировании эстетической
культуры личности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: ответственное отношение к своему здоровью иустановка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиеническихправил и норм, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том
числе навыки безопасного поведения в природной среде; сформированность навыка
рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
В сфере трудового воспитания: активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение биологических знаний при
решении задач в области окружающей среды; осознание экологических проблем и путей их
решения; готовность к участию в практическойдеятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация насовременную систему
научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; развитие
научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: адекватная
оценка изменяющихся условий; принятие решения (индивидуальное, в группе) в
изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; планирование
действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации биологическихобъектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
 с учѐтом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
свою позицию, мнение;

 проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный

биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
 причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

 оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе

наблюдения и эксперимента;
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учѐтом предложенной
учебной биологической задачи;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну иту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
инойграфикой и их комбинациями;
 оценивать надѐжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;

 запоминать и систематизировать биологическую информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
процессевыполнения практических и лабораторных работ;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различия и сходство позиций;

 публично

представлять результаты
(эксперимента, исследования, проекта);

выполненного

биологического

опыта

 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и

особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):

 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;

 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,

выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой;
 овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
школьников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное
впроизошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерениядругого;
 регулировать способ выражения эмоций.








Принятие себя и других;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая

обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты программы:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:

 приобретение опыта использования методов биологической науки с целью изучения
биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение
несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием
аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

 формирование умения интегрировать биологические знания со знаниями из других
учебных предметов (физики, химии, географии, истории, обществознания и т. д.);


формирование умений решать учебные задачи биологического содержания, выявлять
причинно-следственные связи, проводить качественные и количественные расчеты, делать
выводы на основании полученных результатов;

 формирование умения планировать учебное исследование или проектную работу с
учетом поставленной цели: формулировать проблему, гипотезу и ставить задачи
исследования, выбирать адекватно поставленной цели методы, делать выводы по
результатам исследования или проектной деятельности;
 владение навыками работы с информацией естественно-научного содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки ее
достоверности;

 знание основных подходов биотехнологии, использования ее достижений в
современной жизни человека, особенности использования живых организмов для
производственных нужд человека;

 знание основных подходов селекции и биотехнологии культурных растений,
характеризовать генетически модифицированные растения, оперировать понятиями,
гибридизация, отдаленная гибридизация, искусственный отбор;



формирование умения использовать понятийный аппарат и символический язык
генетики, грамотное применение научных терминов, понятий, теорий, законов для
объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов, позволяющих
заложить фундамент научного мировоззрения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
Тема 1. Введение в
растениеводство (2 ч)

Основное содержание
Что-такое растениеводство:
основные факторы выращивания
растений.
История развития агрохимических
знаний (работы М.В. Ломоносова,
Ю.Либиха, Буссенго, В.В.
Докучаева, К.А. Тимирязева,П.А.
Костычева, Д.Н. Прянишникова
и др.).

Деятельность
школьников

Тема 2.
Агротехнический
эксперимент (6 ч)

Правила постановки
агроэкспериментов. Постановка
экспериментов с растениями. Выбор
темы, составление гипотезы, цели и
задач эксперимента по
выращиванию растений в
контролируемой среде. Контроли,
повторности, проведение
эксперимента. Планирование
эксперимента. Оценка результатов
эксперимента. Освоение технологии
круглогодичного выращивания
салатов и микрозелени в
контролируемых искусственных
условиях.

Исследовательская работа
«Факторы, влияющие на
прорастание семян (рост
проростков)». Практическая
работа «Сбор установки для
выращивания растений в
контролируемых
условиях».

Тема 3. Роль
химических
элементов в
питании растений
(20 ч)

Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы,
катионы, электропроводность и рН
раствора. Роль химических
элементов в питании растений.
Получение питательных веществ
растениями.
Удобрения: органические,
минеральные, микробиологические.
Типы питания растений. Воздушное
и минеральное (корневое) питание
растений. Транспорт питательных
веществ растений: восходящий и
нисходящий ток. Важнейшие
калийные, фосфорные и азотные
удобрения, их свойства. Простые и
сложные удобрения. Рост и
развитие растений: этапы
онтогенеза, факторы, влияющие на
рост растений: свет, густота
посадок, питание, субстрат.
Особенности питания растений
азотом. Азот и его значение в жизни
растений. Формы азота и их
превращение в почве. Источники

Практическая работа
«Схемы
питательных
растворов.
Расчет
доз
удобрений для питательных
растворов».
Практическая
работа «Правила смешивания
удобрений»
Практическая работа
«Питание растений: технология
приготовления питательных
растворов для разных
культур».
Практическая работа
«Растительная диагностика».

Тема 4. Регуляторы
ростарастений.
Защитарастений (4 ч)

фосфора для растения. Значение
фосфорсодержащих соединений в
клетке. Роль макроэргических
соединений фосфора в
энергетическом обмене. Влияние
калия на физические свойства
протоплазмы, на ферменты
углеводородного обмена, синтез
белков и др. Роль калия в
поддержании ионного баланса в
тканях, в процессах саморегуляции.
Регуляторная и
структурообразовательная роль
кальция. Участие в образовании
клеточной стенки, поддержании
структуры мембран и регуляция их
проницаемости. Значение магния в
метаболизме растений. Магний в
составе хлорофилла, сходство
хлорофилла и гемоглобина как
свидетельство единства
органического мира. Сера и его
основные соединения, их роль в
структурной организации клетки,
участие в окислительновосстановительных
реакцияхМикроэлементы.
Представления о роли
микроэлементов в метаболизме
растений. Особенности поступления
микроэлементов в растения.
Синергизм и антагонизм элементов
питания растений. Растительная
диагностика и методы идентификации
недостатка/избытка
элементовпитания.
Понятие о регуляторах роста
Практическая работа
растений. Стимуляторы роста –
«Фитомониторинг и оценка
фитогормоны (ауксины,
состояния растений.
гиббереллины, цитокинины).
Ингибиторы роста растений:
1. природные (абсцизовая кислота
и некоторые фенольные вещества
(икумаровая, коричная,
салициловая кислоты).
2. синтетические (морфактины,
ретарданты, дефолианты,
десиканты, гербициды).
Фитомониторинги оценка
состояния растений.Современные
способы мониторинга. Защита
растений от вредителей: основы
биометода.

Тема 5. Водная,
песчаная и
почвенная
культуры, их
применение в
выращивании
растений.
Физиология
растений (8 ч)

Тема 6.
Культурные растения.
Современные
аспекты селекции
(20 ч)

Водная, песчаная и почвенная
Практическая работа
культуры, их применение в
«Корневое давление».
выращивании растений. Проведение
воды в корне и стебле растений.
Водный режим растений: строение
устьиц: факторы, влияющие на их
раскрытие и закрытие. Значение
механизмарегуляции испарения
влаги растением. Фотосинтез –
уникальный процесс растений.
Темновая исветовая фазы
фотосинтеза. Значение фотосинтеза
для живых организмов.
Факторыроста растений: воздух и
аэрация. Подземное
дыханиерастений: состав почвенного
воздуха, газообмен. Газообмен при
беспочвенном выращивании.
Как человек стал использовать
растения? Связь развития цивилизации
человека и одомашнивания растений.
Доместикация. Наследственность и
изменчивость – основные свойства
живых организмов. Изменчивость. Виды
изменчивость. Ген –материальный
носитель наследственности и
изменчивости. Нуклеиновые кислоты.
Локализация генетического материала в
клетке. Деление клеток. Репликация
ДНК. Основная догма молекулярной
биологии. Транскрипция. Трансляция.
Мутации. Эффект бутылочного

горлышка и генетическое
разнообразие. Что такое генбанк?
Зачем сохранять генетические
ресурсы растений? Основные
способы сохранения генетических
ресурсов растений (ex situ и insitu).
Значение работ Н.И. Вавилова.Закон
гомологических рядов. Центры
происхождения культурных
растений Н.И. Вавилова и П.М.
Жуковского.Основные методы
селекции. Гибридизация. Формы
отбора.Основные направления
селекции: улучшение урожайности,
устойчивости к биотическим и
абиотическим факторам. Есть ли
жизнь в пробирке? Биотехнология
культурных растений. Как человек
может модифицировать растения?
Генетическое редактирование.
Современные подходы и достижения
генетического редактирования
растений.

Дискуссия «Доместикация,
все ли растения и животные,
которые живут рядом с
человеком им
одомашниваются? Можно ли
считать таракана
одомашненным животным?».
Практическая работа
«Модификационная
изменчивость (листья, иголки
с одного дерева)».
Практическая работа
«Ген – инструкция по сборке
клетки (на бисере или
конструкторе)».

Тема 7.
Растительная
продукция (8 ч)

Надземные и подземные органы
растений. Побег и
видоизмененный побег растений.
Способы размножения растений.
Понятие о качестве продуктов
питания. Проблемы конкуренции
отечественных продуктов питания
с импортными. Логистика
доставки и средства сохранения
продуктов питания. Микрозелень:
полезность и технология.
Химический анализ продукции.
Основы спектрофотометрии.
Потенциометрия. Хроматография.

Практическая работа
«Предельно
допустимые
концентрации (ПДК) и
методы контроля
безопасности
растительных
продуктов питания».

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Название темы

Дата проведения
Кол-во
часов Плани- Фактируемая ческая

Тема 1. Введение врастениеводство
1

1

Что-такое растениеводство:основные факторы выращивания
растений.
Тема 2. Агротехнический эксперимент

1
3

2

Правила постановки агроэкспериментов. Постановка
экспериментов с растениями.

1

3

Исследовательская работа «Факторы, влияющие на
прорастание семян (рост проростков)».

1

4

5

6

7

8
9
10
11
12

13

14

Освоение технологии круглогодичного выращивания
салатов и микрозелени в контролируемых искусственных
условиях. Правила постановки. Практическая работа «Сбор
установки для
выращивания растений в контролируемых условиях».
Тема 3. Роль химических элементов в питании растений
Вода. Раствор. Вытяжка. Анионы, катионы, электропроводность
и рН раствора. Практическая работа «Схемы питательных
растворов. Расчет доз
удобрений для питательных растворов».
Удобрения: органические, минеральные,
микробиологические. Практическая работа
«Правила смешивания удобрений»
Типы питания растений. Воздушное и минеральное (корневое)
питание растений. Практическая работа
«Питание растений: технология приготовления
питательных растворов для разных культур».
Транспорт питательных веществ растений: восходящий и
нисходящий ток.
Важнейшие калийные, фосфорные и азотные удобрения, их
свойства. Простые и сложные удобрения.
Азот и егозначение в жизни растений.Формы азота и их
превращение в почве.
Источники фосфора для растения. Значение
фосфорсодержащих соединений в клетке.
Значение магния в метаболизме растений.
Магний в составе хлорофилла,сходство хлорофилла и
гемоглобина как свидетельство единства органического мира.
Представления о роли микроэлементов в метаболизме
растений. Особенности поступления микроэлементов в
растения.
Растительная диагностика и методы идентификации
недостатка/избытка элементов питания. Практическая работа
«Растительная диагностика».
Тема 4. Регуляторы роста растений.
Защитарастений

1

10
1

1

1

1
1
1
1
1

1

1

2

15
16

17
18

19

20

21

22

23

24
25
26

27
28
29
30

Понятие о регуляторах роста растений. Стимуляторы роста –
фитогормоны (ауксины, гиббереллины, цитокинины).
Фитомониторинги оценка состояния растений.Современные
способы мониторинга. Практическая работа «Фитомониторинг
и оценка состояния растений. Современные способы
мониторинга».
Тема 5. Водная,песчаная и почвенная культуры, их
применение в выращивании растений. Физиология
растений.
Водная, песчаная и почвеннаякультуры, их применение в
выращивании растений.
Проведение воды в корне и стебле растений. Практическая
работа
«Корневое давление».Практическая работа
Водный режим растений: строение устьиц: факторы,
влияющие на их раскрытие и закрытие. Значение механизма
регуляции испарения влаги растением.
Фотосинтез – уникальный процесс растений. Темновая и
световая фазы фотосинтеза.
Значение фотосинтеза для живых организмов.
Тема 6. Культурные растения. Современные
аспекты селекции
Связь развития цивилизации человека и одомашнивания
растений. Доместикация. Дискуссия
«Доместикация, все ли растения и животные, которые живут
рядом с человеком им одомашниваются?
Можно ли считать таракана одомашненным
животным?»
Наследственность и изменчивость – основные
свойства живых организмов. Изменчивость. Виды
изменчивость. Практическая работа «Модификационная
изменчивость (листья, иголки с одного дерева)».
Ген –материальный носитель наследственности и
изменчивости. Практическая работа «Ген – инструкция по
сборке клетки (на бисере или конструкторе)».
Локализация генетического материала в клетке. Деление клеток.
Репликация ДНК.
Основная догма молекулярной биологии. Транскрипция.
Трансляция. Мутации.
Что такое генбанк? Зачем сохранять генетические ресурсы
растений? Основные способы сохранения генетических
ресурсов растений (ex situ и insitu).
Центры происхождения культурных растений Н.И. Вавилова и
П.М. Жуковского.
Основные методы селекции. Гибридизация. Формы отбора.
Основные направления селекции: улучшение урожайности,
устойчивости к биотическим и абиотическим факторам.
Биотехнология культурныхрастений.
Как человек может модифицировать растения? Генетическое
редактирование.

1
1

4
1
1

1

1

10
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

Тема 7. Растительная продукция

32

33
34

Надземные и подземные органы растений. Побег и
видоизмененный побег растений. Способы размножения
растений.
Понятие о качестве продуктов питания. Практическая работа
«Предельно допустимыеконцентрации (ПДК) и методы
контроля безопасности растительных продуктов питания».
Микрозелень: полезность и технология. Химический
анализ продукции.
Повторение.

ДОКУМЕНТ

31

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».