Рабочая программа курса «Химия в задачах и экспериментах»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Ивана Сергеевича Кошелева с.Лермонтово Белинского района Пензенской области
Одобрено на заседании
педагогического Совета
МОУ СОШ им.И.С.Кошелева
с.Лермонтово
Протокол № 1

Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с.Лермонтово
__________Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 августа 2024 г.

от 26 августа 2024 г.

Рабочая программа
«Химия в задачах и экспериментах»
с использованием оборудования центра «Точка Роста»
10 класс
на 2024 – 2025 учебный год
,

Учитель: В.Н. Сорокина

с.Лермонтово
2024 г.

Пояснительная записка.
Программа курса «Химия в задачах и экспериментах» предусматривает расширение и
углубление знаний учащихся 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.
Программа курса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной
образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.), программы Чернобельской Г.М.,
Дементьева А. И. «Мир глазами химика». При реализации данной программы будет
задействовано оборудование центра «Точка роста».
Содержание курса
Введение
Место органической химии в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ.
Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников
общеобразовательных
учреждений
для
проведения
единого
государственного экзамена по химии. Знакомство со структурой варианта КИМа ЕГЭ по
химии. Критерии оценки заданий.
Олимпиады школьников по химии в 10 классе. Примеры олимпиадных заданий по
органической химии.
Раздел I. Углеводороды
Задачи на смеси – визитная карточка олимпиады по химии. Решение задач на смеси
разного уровня сложности:
 Массовая и объемная доля компонентов смеси (расчеты по формулам).
Вычисление массы (или объема) компонентов смеси по массовым или объемным
долям.
 Определение количественного состава газовых смесей в (%) по известной массе и
объему смеси (расчеты по формулам).
 Определение количественного состава смеси, компоненты которой выборочно
реагируют с указанным реагентом.
 Определение количественного состава смеси все компоненты которой реагируют с
указанным реагентом.
Задачи на нахождение молекулярной формулы органического вещества.
Разновидности задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества:
 Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовым долям хим.
элементов и относительной плотности (разными способами)
 Определение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и
относительной плотности (разные способы)
 Определение молекулярной формулы углеводорода по общей формуле
гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты по уравнениям)
 Задачи на определение молекулярной и структурной формулы углеводорода по
данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или
способу его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
 Базовые задачи. Вычисление по химическому уравнению объема газа по
известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или
получающихся в результате её.




Расчеты объемных отношений газов по химическому уравнению.
Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
 Задачи на массовую долю растворенного вещества
 Задачи на определение массовой или объемной доли выхода продукта от
теоретически возможного.
 Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему
исходного вещества, содержащего примеси.
 Расчеты по термохимическим уравнениям.
 Комбинированные задачи.
 Задачи повышенного уровня сложности: расчеты по нескольким уравнениям,
расчеты по стехиометрическим схемам, задачи с производственным содержанием,
олимпиадные задачи.
Окислительно – восстановительные реакции в органической химии.
Определение степеней окисления хим. элементов по формулам органических веществ.
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций методом электронного
баланса.
Правила ориентации в бензольном кольце.
Ориентанты первого и второго рода (электродоноры и электроакцепторы). Выполнение
упражнений на применение правила.
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание №38)
 Цепочки превращений по теме: «Предельные и непредельные углеводороды».
 Цепочки превращений по теме: « Ароматические углеводороды».
Тематические варианты по органической химии.
(из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»)
 Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углеводороды»
(1 – 2 варианты).
 Тематическая работа (КИМ) «Ароматические углеводороды» (1 – 2 варианты)
Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества
Задачи на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества:
 Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
 Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по массовым долям хим. элементов (через атомные факторы)
 Определение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по продуктам сгорания и относительной плотности.
 Задачи на определение молекулярной и структурной формулы
кислородсодержащего органического вещества по данным количественного
анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
 Задачи на растворы: смешивание, разбавление, концентрирование.
 Решение комбинированных задач по теме: «Спирты», «Простые эфиры»,
«Фенолы».
 Решение комбинированных задач по теме: «Альдегиды. Кетоны».


Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры».
 Решение комбинированных задач по теме: «Углеводы».
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание №38)
 Цепочки превращений по теме: «Спирты. Простые эфиры, Фенолы».
 Цепочки превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны».

 Цепочки превращений по теме: « Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
 Цепочки превращений по теме: «Углеводы»
Тематические тесты по органической химии.
 Тесты по теме: «Углеводы».
Тематические варианты по органической химии.
(из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»)
 Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты).
 Тематическая работа (КИМ) «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».
Раздел III.. Азотсодержащие органические вещества
Задачи на нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического
вещества:
 Нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
 Определение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по продуктам сгорания и относительной плотности.
 Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего
органического вещества по данным количественного анализа и химическим
свойствам данного вещества или способу его получения.
Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины,
аминокислоты, белки».
Цепочки превращений по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины,
аминокислоты, белки».
Тематическая работа (КИМ) по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины
и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки»
Повторение
Работа с тестами:
 Тесты по теме: «Качественные реакции на органические вещества».
 Работа с тестами по курсу органической химии
Результаты освоения курса
Личностные результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
 определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей
 успешно сдать экзамен по химии в 11 классе
 закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий по
органической химии.
 В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующее знания:
 способы решения различных типов задач;
 основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
 стандартные алгоритмы решения задач.
умения:
 производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта
и задач повышенного уровня сложности (олимпиадные задачи).
 решать типовые тесты экзаменационных вариантов ЕГЭ и демонстрационной версии
ФИПИ;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,обобщения,
классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.

К концу обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
 решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
 находить несколько способов решения задач.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
 Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
 Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
 Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы организации видов деятельности:
 лекционные занятия.
 семинарские занятия.
 практические занятия.
 индивидуальная работа
Тематическое планирование

№
п/п

1

2

3

№
п/п

Наименование разделов и тем

Количество
часов

1

Углеводороды

20

2

Кислородосодержащие органические
вещества

11

3

Азотосодержащие органические
вещества

3

Тема

Поурочное планирование
Кол-во Плановые
часов сроки

Место органической химии в контрольноизмерительных материалах ЕГЭ и олимпиадах
школьников.
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава газовых смесей в (%)
по известной массе и объему смеси (расчеты
по формулам)».
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава смеси все
компоненты которой реагируют с указанным
реагентом»

1

1

1

Скорректи
рованные
сроки

4

5

6

7
8

Задачи: «Нахождение молекулярной формулы
углеводорода и галогеноалканов по массовым
долям хим. элементов и относительной
плотности» (разными способами)
Задачи: «Определение молекулярной формулы
углеводорода по продуктам сгорания и
относительной или абсолютной плотности».
Задачи: «Определение молекулярной формулы
углеводорода по общей формуле
гомологического ряда (расчеты по формулам,
расчеты по уравнениям)»
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава смеси, компоненты
которой выборочно реагируют с указанным
реагентом».
Окислительно – восстановительные реакции в
органической химии.

1

1

1

1
1

9

Решение комбинированных задач по теме:
«Предельные и непредельные углеводороды»

1

10

Цепочки превращений по теме: «Предельные и
непредельные углеводороды»

1

14

Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы углеводорода по
данным количественного анализа и
химическим свойствам данного вещества (или
способу его получения).
Тематическая работа (КИМ) « Предельные и
непредельные углеводороды» (1 – 2
варианты)
Правила ориентации в бензольном кольце.
Упражнения на применения правил.
Цепи превращений по теме: « Ароматические
углеводороды»

15

Тематическая работа (КИМ) « Ароматические
углеводороды»

1

16

Задачи на определение молекулярной формулы
кислородсодержащего орг. вещества.

1

11

12
13

18

Решение комбинированных задач и цепочек
превращений по теме: «Спирты», «Простые
эфиры», «Фенолы».
Тематическая работа (КИМ) «Спирты.
Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты).

19

Решение комбинированных задач и цепочек
превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны».

17

1

1
1
1

1
1
1

20

21
22

Задачи на массовую долю растворенного
вещества: (действия с растворами:
разбавление, смешивание, концентрирование)
Решение комбинированных задач по теме:
«Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы кислородсодержащего
орг. вещества по данным количественного
анализа и химическим свойствам данного
вещества или способу его получения.

1

1
1

23

Цепочки превращений по теме: « Альдегиды.
Кетоны, Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».

1

24

Тематическая работа (КИМ) « Альдегиды.
Кетоны, Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».

1

25

Решение комбинированных задач по теме:
«Углеводы»

1

26

Тесты и цепи превращений по теме:
«Углеводы».

1

27

Задачи на определение молекулярной формулы
азотсодержащего орг. вещества.

1

28

29

30

31

32

Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы азотсодержащего орг.
вещества по данным количественного анализа
и химическим свойствам данного вещества или
способу его получения».
Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие
органические вещества: амины, аминокислоты,
белки».
Цепи превращений по теме: «Азотсодержащие
органические вещества: амины, аминокислоты,
белки».
Тематическая работа (КИМ) «Азотсодержащие
органические вещества: амины и
аминокислоты. Биологически важные
вещества: жиры, углеводы, белки»
Качественные реакции на органические
вещества (работа с тестами)

1

1

1

1

1

33

Работа с тестами по курсу органической химии

1

34

Итоговая работа (КИМ) по курсу органической
химии

1

Итого

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебно-методический комплект:

1.

Литература для учителя
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,2005.

2.

Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ – Пресс, 2009.

3.

Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ,
2010.

4.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2014.

5.

Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2009.

6.

Скурих Б.Г., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. –
М.: Высшая школа, 2001.

7.

Шеметило И.Г., Воробьёв М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л.: Медицина, 2002.

8.

Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель,
2012г.

9.

Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.

10.

Элективные курсы по химии. 8-9 классы. Предпрофильное обучение /авт.-сост. Г.А.
Шипарева. – М.: Дрофа, 2012.

11.

Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах.
– М.: Глобус, 2013.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».