Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя
Советского Союза Ивана Сергеевича Кошелева с.Лермонтово Белинского района Пензенской области
Одобрено на заседании
педагогического Совета
МОУ СОШ им.И.С.Кошелева
с.Лермонтово
Протокол № 1
Утверждаю
Директор МОУ СОШ
им.И.С.Кошелева с.Лермонтово
__________Сорокина В.Н.
Приказ № 80 от 26 августа 2024 г.
от 26 августа 2024 г.
Рабочая программа
«Химия в задачах и экспериментах»
с использованием оборудования центра «Точка Роста»
10 класс
на 2024 – 2025 учебный год
,
Учитель: В.Н. Сорокина
с.Лермонтово
2024 г.
Пояснительная записка.
Программа курса «Химия в задачах и экспериментах» предусматривает расширение и
углубление знаний учащихся 10 класса. Курс рассчитан на 34 часа в год, 1раз в неделю.
Программа курса разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам освоения федеральной
образовательной программы среднего общего образования (ФОП СОО), представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции
преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных положений
«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 - р.), программы Чернобельской Г.М.,
Дементьева А. И. «Мир глазами химика». При реализации данной программы будет
задействовано оборудование центра «Точка роста».
Содержание курса
Введение
Место органической химии в контрольно- измерительных материалах ЕГЭ.
Знакомство с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников
общеобразовательных
учреждений
для
проведения
единого
государственного экзамена по химии. Знакомство со структурой варианта КИМа ЕГЭ по
химии. Критерии оценки заданий.
Олимпиады школьников по химии в 10 классе. Примеры олимпиадных заданий по
органической химии.
Раздел I. Углеводороды
Задачи на смеси – визитная карточка олимпиады по химии. Решение задач на смеси
разного уровня сложности:
Массовая и объемная доля компонентов смеси (расчеты по формулам).
Вычисление массы (или объема) компонентов смеси по массовым или объемным
долям.
Определение количественного состава газовых смесей в (%) по известной массе и
объему смеси (расчеты по формулам).
Определение количественного состава смеси, компоненты которой выборочно
реагируют с указанным реагентом.
Определение количественного состава смеси все компоненты которой реагируют с
указанным реагентом.
Задачи на нахождение молекулярной формулы органического вещества.
Разновидности задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества:
Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовым долям хим.
элементов и относительной плотности (разными способами)
Определение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и
относительной плотности (разные способы)
Определение молекулярной формулы углеводорода по общей формуле
гомологического ряда (расчеты по формулам, расчеты по уравнениям)
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы углеводорода по
данным количественного анализа и химическим свойствам данного вещества или
способу его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
Базовые задачи. Вычисление по химическому уравнению объема газа по
известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию или
получающихся в результате её.
Расчеты объемных отношений газов по химическому уравнению.
Расчеты по химическому уравнению, если одно из реагирующих веществ дано в
избытке.
Задачи на массовую долю растворенного вещества
Задачи на определение массовой или объемной доли выхода продукта от
теоретически возможного.
Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему
исходного вещества, содержащего примеси.
Расчеты по термохимическим уравнениям.
Комбинированные задачи.
Задачи повышенного уровня сложности: расчеты по нескольким уравнениям,
расчеты по стехиометрическим схемам, задачи с производственным содержанием,
олимпиадные задачи.
Окислительно – восстановительные реакции в органической химии.
Определение степеней окисления хим. элементов по формулам органических веществ.
Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций методом электронного
баланса.
Правила ориентации в бензольном кольце.
Ориентанты первого и второго рода (электродоноры и электроакцепторы). Выполнение
упражнений на применение правила.
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание №38)
Цепочки превращений по теме: «Предельные и непредельные углеводороды».
Цепочки превращений по теме: « Ароматические углеводороды».
Тематические варианты по органической химии.
(из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»)
Тематическая работа (КИМ) «Предельные и непредельные углеводороды»
(1 – 2 варианты).
Тематическая работа (КИМ) «Ароматические углеводороды» (1 – 2 варианты)
Раздел II. Кислородсодержащие органические вещества
Задачи на нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества:
Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
Нахождение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по массовым долям хим. элементов (через атомные факторы)
Определение молекулярной формулы кислородсодержащего органического
вещества по продуктам сгорания и относительной плотности.
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы
кислородсодержащего органического вещества по данным количественного
анализа и химическим свойствам данного вещества или способу его получения.
Тематические задачи с использованием химических уравнений:
Задачи на растворы: смешивание, разбавление, концентрирование.
Решение комбинированных задач по теме: «Спирты», «Простые эфиры»,
«Фенолы».
Решение комбинированных задач по теме: «Альдегиды. Кетоны».
Решение комбинированных задач по теме: по теме: «Карбоновые кислоты.
Сложные эфиры».
Решение комбинированных задач по теме: «Углеводы».
Генетическая связь между классами органических веществ.
(цепочки превращений из тренировочных КИМов ЕГЭ – задание №38)
Цепочки превращений по теме: «Спирты. Простые эфиры, Фенолы».
Цепочки превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны».
Цепочки превращений по теме: « Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Цепочки превращений по теме: «Углеводы»
Тематические тесты по органической химии.
Тесты по теме: «Углеводы».
Тематические варианты по органической химии.
(из серии «ЕГЭ. ФИПИ – школе»)
Тематическая работа (КИМ) «Спирты. Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты).
Тематическая работа (КИМ) «Альдегиды. Кетоны. Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».
Раздел III.. Азотсодержащие органические вещества
Задачи на нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического
вещества:
Нахождение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по массовым долям хим. элементов и относительной плотности.
Определение молекулярной формулы азотсодержащего органического вещества
по продуктам сгорания и относительной плотности.
Задачи на определение молекулярной и структурной формулы азотсодержащего
органического вещества по данным количественного анализа и химическим
свойствам данного вещества или способу его получения.
Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины,
аминокислоты, белки».
Цепочки превращений по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины,
аминокислоты, белки».
Тематическая работа (КИМ) по теме: «Азотсодержащие органические вещества: амины
и аминокислоты. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки»
Повторение
Работа с тестами:
Тесты по теме: «Качественные реакции на органические вещества».
Работа с тестами по курсу органической химии
Результаты освоения курса
Личностные результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей
успешно сдать экзамен по химии в 11 классе
закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий по
органической химии.
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующее знания:
способы решения различных типов задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
умения:
производить расчеты химических задач согласно требованиям Федерального стандарта
и задач повышенного уровня сложности (олимпиадные задачи).
решать типовые тесты экзаменационных вариантов ЕГЭ и демонстрационной версии
ФИПИ;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
- логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,обобщения,
классификации, систематизации;
- обоснованно делать выводы, доказывать;
- обобщать математический материал;
- находить разные решения нестандартных задач.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
решать логически-поисковые задачи, нестандартные задачи;
находить несколько способов решения задач.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения,
равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать
информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы организации видов деятельности:
лекционные занятия.
семинарские занятия.
практические занятия.
индивидуальная работа
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество
часов
1
Углеводороды
20
2
Кислородосодержащие органические
вещества
11
3
Азотосодержащие органические
вещества
3
Тема
Поурочное планирование
Кол-во Плановые
часов сроки
Место органической химии в контрольноизмерительных материалах ЕГЭ и олимпиадах
школьников.
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава газовых смесей в (%)
по известной массе и объему смеси (расчеты
по формулам)».
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава смеси все
компоненты которой реагируют с указанным
реагентом»
1
1
1
Скорректи
рованные
сроки
4
5
6
7
8
Задачи: «Нахождение молекулярной формулы
углеводорода и галогеноалканов по массовым
долям хим. элементов и относительной
плотности» (разными способами)
Задачи: «Определение молекулярной формулы
углеводорода по продуктам сгорания и
относительной или абсолютной плотности».
Задачи: «Определение молекулярной формулы
углеводорода по общей формуле
гомологического ряда (расчеты по формулам,
расчеты по уравнениям)»
Задачи на смеси: «Определение
количественного состава смеси, компоненты
которой выборочно реагируют с указанным
реагентом».
Окислительно – восстановительные реакции в
органической химии.
1
1
1
1
1
9
Решение комбинированных задач по теме:
«Предельные и непредельные углеводороды»
1
10
Цепочки превращений по теме: «Предельные и
непредельные углеводороды»
1
14
Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы углеводорода по
данным количественного анализа и
химическим свойствам данного вещества (или
способу его получения).
Тематическая работа (КИМ) « Предельные и
непредельные углеводороды» (1 – 2
варианты)
Правила ориентации в бензольном кольце.
Упражнения на применения правил.
Цепи превращений по теме: « Ароматические
углеводороды»
15
Тематическая работа (КИМ) « Ароматические
углеводороды»
1
16
Задачи на определение молекулярной формулы
кислородсодержащего орг. вещества.
1
11
12
13
18
Решение комбинированных задач и цепочек
превращений по теме: «Спирты», «Простые
эфиры», «Фенолы».
Тематическая работа (КИМ) «Спирты.
Простые эфиры. Фенолы» (1-2 варианты).
19
Решение комбинированных задач и цепочек
превращений по теме: «Альдегиды. Кетоны».
17
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
Задачи на массовую долю растворенного
вещества: (действия с растворами:
разбавление, смешивание, концентрирование)
Решение комбинированных задач по теме:
«Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».
Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы кислородсодержащего
орг. вещества по данным количественного
анализа и химическим свойствам данного
вещества или способу его получения.
1
1
1
23
Цепочки превращений по теме: « Альдегиды.
Кетоны, Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».
1
24
Тематическая работа (КИМ) « Альдегиды.
Кетоны, Карбоновые кислоты. Сложные
эфиры».
1
25
Решение комбинированных задач по теме:
«Углеводы»
1
26
Тесты и цепи превращений по теме:
«Углеводы».
1
27
Задачи на определение молекулярной формулы
азотсодержащего орг. вещества.
1
28
29
30
31
32
Задачи на определение молекулярной и
структурной формулы азотсодержащего орг.
вещества по данным количественного анализа
и химическим свойствам данного вещества или
способу его получения».
Работа с тестами по теме: «Азотсодержащие
органические вещества: амины, аминокислоты,
белки».
Цепи превращений по теме: «Азотсодержащие
органические вещества: амины, аминокислоты,
белки».
Тематическая работа (КИМ) «Азотсодержащие
органические вещества: амины и
аминокислоты. Биологически важные
вещества: жиры, углеводы, белки»
Качественные реакции на органические
вещества (работа с тестами)
1
1
1
1
1
33
Работа с тестами по курсу органической химии
1
34
Итоговая работа (КИМ) по курсу органической
химии
1
Итого
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Учебно-методический комплект:
1.
Литература для учителя
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение,2005.
2.
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М.: АСТ – Пресс, 2009.
3.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ,
2010.
4.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М.: Дрофа, 2014.
5.
Савина А.А. Я познаю мир. Химия. – М.: Детская энциклопедия, 2009.
6.
Скурих Б.Г., Нечаев А.П. Всё о пище с точки зрения химика: Справочное издание. –
М.: Высшая школа, 2001.
7.
Шеметило И.Г., Воробьёв М.Г. Лечебные минеральные воды. – Л.: Медицина, 2002.
8.
Ширшина, Н.В. Химия. 8-9 классы. Сборник Элективных курсов. Волгоград. Учитель,
2012г.
9.
Штремплер Г.И. Химия на досуге. – М.: Просвещение, 2006.
10.
Элективные курсы по химии. 8-9 классы. Предпрофильное обучение /авт.-сост. Г.А.
Шипарева. – М.: Дрофа, 2012.
11.
Элективные курсы по химии для предпрофильной подготовки учащихся в 8-9 классах.
– М.: Глобус, 2013.