Отчет о результатах самообследования (2023 год)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА КОШЕЛЕВА
С. ЛЕРМОНТОВО БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

442280 Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово, ул. Центральная, 9,
ИНН 5810004700 ОГРН 1025801069690
тел. 884153(3-54-80)

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ
имени И.С.Кошелева с. Лермонтово
Белинского района Пензенской области
_________________________/В.Н.Сорокина/
Приказ № 32 от 15 апреля 2024 г.

ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы
имени Героя Советского Союза
Ивана Сергеевича Кошелева
с. Лермонтово Белинского района Пензенской области
за 2023 год

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование
образовательной
организации

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза
Ивана Сергеевича Кошелева с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области

Руководитель

Сорокина Виктория Николаевна

Адрес организации

442280, Пензенская область, Белинский район, с. Лермонтово,
ул. Центральная, д.9

Телефон, факс

(884153)3-54-82

Адрес электронной почты

bel_lermontovo@edu-penza.ru

Учредитель

Отдел образования администрации Белинского района

Дата создания

1990 г

Лицензия

серия 58ЛО1 №0000538 от 23.11.2015г., регистрационный
№11725
- Приложение №1 к лицензии на право ведения образовательной
деятельности от 23.11.2015г., регистрационный №11725, серия
58II01 №0002145

Свидетельство о
государственной
аккредитации

серия 58АО1 №0000360, регистрационный № 6175 от
30.11.2015г., действительно до 26.12.2025 г.

Основным видом деятельности МОУ СОШ им. И.С.Кошелева с. Лермонтово Белинского
района Пензенской области (далее – Школа) является реализация общеобразовательных
программ:




основной образовательной программы начального общего образования;
основной образовательной программы основного общего образования;
основной образовательной программы среднего общего образования.

Также Школа реализует адаптированные образовательные программы:



адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью.

История образования школы в Тарханах (так называлось наше село в эпоху Лермонтова)
начинается с 1867 года, когда в селе было открыто народное 3-х классное училище для
мальчиков. Девочки обучались в церковно-приходской школе, открытой в 1893 году.
К 1913 году помещение училища пришло в ветхость. Чембарское земство решило построить
деревянное двухэтажное здание под четырёхлетнее обучение. И в сентябре 1914 года в
2

необорудованном ещё помещении, при отсутствии учебно-материальной базы начала работать
школа с четырёхлетним сроком обучения.
В 1927 году в селе открылась школа крестьянской молодёжи. Занятия проводились в здании
музея-усадьбы М.Ю. Лермонтова.
С 1935 года школа была преобразована в неполную среднюю.
В сентябре 1940 года начала функционировать средняя школа.
В июне 1943 года был произведен первый выпуск из 10-го класса в количестве 30 человек.
С декабря 1958 года занятия уже проводились в новом здании школы. Закладка фундамента
которого была произведена в 1939 году, а возобновилось строительство с апреля 1956 года.
Школа была рассчитана на 280 ученических мест.
В настоящее время школа размещается в новом здании. Новое здание школы было построено в
1990 году и рассчитанном на 489 учащихся.
С 1 октября 1995 г. школа участвовала в областном эксперименте с условным названием
«Именные школы», основанном на использовании региональных культурно-исторических
традиций в учебно-воспитательном процессе. Приказом Управления образования Пензенской
области от 07.11.1996 г. школе присвоен статус экспериментальной площадки. Мы ставили своей
педагогической целью развитие творческих способностей детей, превращение ученика из
обучаемой в познающую личность, чтобы каждый выпускник школы стал разносторонне
одарённым, осознал себя связующим звеном между прошлым и будущим родного края,
почувствовал гордость и одновременно высокую ответственность за то, что они являются
частицей этого удивительного уголка России – Тарханы, который подарил миру неповторимый
гений М.Ю. Лермонтова.
В 2000-м году, участвуя в областном конкурсе образовательных инициатив, школа заняла
второе место.
С декабря 2004 года школа является площадкой социокультурного центра.
Результаты эксперимента получили достойную оценку на региональном и федеральном
уровне: Приказом Министерства образования Российской Федерации № 1128 от 22 марта 2002
года школе присвоен статус федеральной экспериментальной площадки.
В сентябре 2015 года школе присвоено имя Героя Советского Союза И.С. Кошелева.
Постоянно происходит модернизация материальной базы школы. В школе используется
современное учебно-лабораторное оборудование. Обеспеченность школы необходимым
количеством учебной литературы составляет 100%, постоянное обновление фонда
художественной и учебной литературы создаёт условия для успешной и результативной
деятельности школы.
В 2021 году начал реализоваться федеральный проект «Доступный Интернет». Был заключен
договор с компанией «Ростелеком» на бесплатное подключение школы к высокоскоростной сети
Интернет и подключение к нему всех кабинетов школы. Все учебные кабинеты школы были
подключены к высокоскоростной сети Интернет, повысилось качество интернет – соединения. В
настоящее время, когда высокоскоростной Интернет стал доступен в каждом кабинете, школа
использует новые возможности: проводит онлайн-уроки, дистанционные консультации для
родителей. Для профессиональной ориентации – онлайн-экскурсии на ведущие предприятия
области. Фрагменты дистанционного обучения стали нормой учебного процесса.
В рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»
на базе МОУ СОШ им. И.С. Кошелева с. Лермонтово 30 августа 2022 года состоялось
торжественное открытие Центра образования «Точка роста» естественно-научной и
технологической направленности. В настоящее время центр образования естественно – научной
и технологической направленности «Точка роста» активно задействован в учебном процессе. В
нем проводятся уроки биологии, физики и химии. Эти предметы проводятся в соответствии с
расписанием и календарно-тематическим планированием. В целях эффективного усвоения
3

учебного материала на уроках биологии, физики и химии применяются цифровые лаборатории,
которые обеспечивают автоматизированный сбор и обработку данных, прямо во время
проведения эксперимента. Это позволяет оценить ход эксперимента и вовремя скорректировать
при необходимости. Результаты отображаются в виде графиков, таблиц и могут быть сохранены.
В будущем полученные знания особенно пригодятся тем обучающимся, которые планируют
учиться по специальностям естественно – научной и технической направленностям. На кружке
«Робототехника» с целью обучения используются четырёх – осевой робот – манипулятор с
различными насадками и 3D принтер. Дети получают возможность влиться в развитие новых
технологий и получить знания необходимые современному школьнику. Главное, чтобы ребёнку
было интересно этим заниматься, поэтому первоочередная цель кружка - это вызвать интерес к
тем технологиям, которыми мы владеем и имеем в центре развития "Точка роста", руководитель
Лобышев Анатолий Иванович. Учащиеся на кружке «Робототехника» осваивают робот «rotrics».
Первая работа - гравировка лазером рисунка. В 2023 году учитель технологии МОУ СОШ им.
И.С.Кошелевас Лермонтово Белинского района Пензенской области Лобышев Анатолий
Иванович принял участие с онлайн выступлением в областной научно-практической
конференции «Технологическое образование: современные технологии и инновации» по теме
«Использование робота-манипулятора «Rotrix» в предметной области «Технология». Педагоги
школы приняли участие в мастер-классах "Использование электронных датчиков при
проведении экспериментальных работ по биологии, химии и физике" на базе института
регионального развития Пензенской области.
Создана система по обеспечению безопасных условий образовательного процесса. В центре
системы находится ребёнок. Для сохранения жизни и здоровья, с целью создания и обеспечению
безопасных условий пребывания ребёнка в школе разработан план мероприятий и практических
занятий, которые знакомят детей с различными чрезвычайными ситуациями, предусматривает
развитие психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Школа обеспечена наличием тревожной кнопки, пожарной сигнализации. Температурный режим
теперь соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления.
Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе
Наименование органа
Директор

Функции
Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие
структурных подразделений организации, утверждает штатное
расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее
руководство Школой
Рассматривает вопросы:

Управляющий совет

Педагогический совет





развития образовательной организации;
финансово-хозяйственной деятельности;
материально-технического обеспечения

Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью
Школы, в том числе рассматривает вопросы:

4

развития образовательных услуг;
регламентации образовательных отношений;
разработки образовательных программ;
выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;
 материально-технического обеспечения образовательного
процесса;
 аттестации, повышения квалификации педагогических
работников;
 координации деятельности методических объединений





Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:
участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;
 принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с
правами и обязанностями работников;
 разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;
 вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию
материальной базы


Общее собрание
работников

III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образовательная деятельность организуется в соответствии:










с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования» (далее – ФОП НОО);
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (далее – ФОП ООО);
приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования» (далее – ФОП СОО);
приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
5









приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют
с 01.03.2021);
основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие
программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные
учебные графики, календарные планы воспитательной работы;
расписанием занятий.

Учебные планы 1–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения
основной образовательной программы начального общего образования (реализация
обновленного ФГОС НОО и ФОП НОО), 5-9-х классов – на пятилетний нормативный срок
освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация
ФГОС ООО второго поколения и ФГОС-2021 и ФОП ООО), 10–11-х классов – на двухлетний
нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС
СОО и ФОП СОО).
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в
2023 году
Название образовательной программы

Численность
обучающихся

Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286

49

Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 287

16

Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
17.12.2010 № 1897

50

Основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС
среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от
17.05.2012 № 413

6

Всего в 2023 году в образовательной организации получали образование 121 обучающийся.

6

Школа реализует следующие образовательные программы:











основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС
начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287;
основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС
основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010
№ 1897;
основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего
общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью.
дополнительные общеразвивающие программы.
Переход на обновленные ФГОС и реализация ФОП

Во втором полугодии 2022/23 учебного года школа проводила подготовительную работу по
внедрению с 1 сентября 2023 года федеральных образовательных программ начального,
основного и среднего общего образования. Школа разработала и утвердила дорожную карту,
чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности. В том числе определило
сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего и основного
общего образования в соответствии с ФОП. Деятельность рабочей группы в 2023 году по
подготовке Школы к переходу на обновленные ФГОС и внедрению ФОП можно оценить, как
хорошую: мероприятия дорожных карт по переходу на обновленные ФГОС и внедрению
ФОП реализованы на 100 процентов. С 1 сентября 2023 года в соответствии с Федеральным
законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ Школа приступила к реализации ООП всех уровней
образования в соответствии с ФОП.
Школа разработала и приняла на педагогическом совете 29.08.2023 (протокол № 1) основные
общеобразовательные программы – начального общего, основного общего и среднего общего
образования, отвечающие требованиям федеральных образовательных программ, а также
определила направления работы с участниками образовательных отношений для достижения
планируемых результатов. В марте 2023 года Школа приняла решение о переходе на обучение в
соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО 3–4-х классов, 7-9-х, 10-11-х классов в
соответствии с планом-графиком Минпросвещения (письмо от 15.02.2022 № АЗ-113/03).
Решение было принято педагогическим советом по следующим основаниям:



наличие соответствующих условий;
согласие родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

С 1 сентября 2023 года осуществляется реализация ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО по
обновленным ФГОС.
С 1 сентября 2023 года школа реализует 5 основных общеобразовательных программ,
разработанных в соответствии с ФОП уровня образования:
7

Для 1-4 классов – ООП НОО, разработанную в соответствии с ФГОС НОО, утвержденным
приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 и ФОП НОО, утвержденной приказа
Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372;
Для 5-9 классов – ООП ООО, разработанную в соответствии с ФГОС ООО, утвержденным
приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 и ФОП ООО, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370;
Для 10-11-х классов – ООП СОО, разработанную в соответствии с ФГОС СОО, утвержденным
приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 и ФОП СОО, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371.
Внедрение Концепции информационной безопасности детей
С 1 сентября 2023 года Школа внедряет в образовательный процесс Концепцию
информационной безопасности детей. С целью внедрения концепции разработан план, куда
включены мероприятия, которые помогут преподавать учебные предметы с учетом новой
концепции. В соответствии с планом проведена ревизия рабочих программ учебных предметов.
В ходе ревизии скорректировали содержание рабочих программ, чтобы обучить детей навыкам
ответственного поведения в цифровой среде. Рабочие программы учебных предметов приведены
в соответствие с Концепцией информационной безопасности детей. Разработаны и включены в
тематическое планирования уроки информационной безопасности и цифровой грамотности.
Предусмотрены мероприятия по изучению уровня информационной безопасности в школе,
изучению рисков. В календарный план воспитательной работы ООО в модуле «Профилактика и
безопасность» запланирован мониторинг рисков информационной безопасности, включающий
психолого-педагогическое тестирование на выявление интернет-зависимости и игровой
зависимости обучающихся.
Применение ЭОР и ЦОР
В 2023 году была продолжена работа по внедрению цифровой образовательной платформы
ФГИС «Моя школа». Организованы три обучающих семинара для педагогов. На мероприятиях
педагоги изучили функциональные возможности платформы. Школа осуществляет реализацию
образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653).
В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия
ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню (приказ
Минпросвещения от 04.10.2023 № 738). В ходе посещения уроков осуществлялся контроль
использования ЭОР.
По итогам контроля установлено:
1. Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный
перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Минпросвещения от 04.10.2023 № 738).

8

2. На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от
04.10.2023 № 738).
3. Мероприятия по подключению к ФГИС «Моя школа» в Школе выполнены на 100
процентов. По состоянию на 31.12.2023 обеспечено подключение к ФГИС «Моя
школа»:
Профили обучения
В 2022/23 году для обучающихся 10-го класса был сформирован универсальный профиль.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются в
школе:



с РАС – 1 чел. (0,8%).
с умственной отсталостью, вариант 1 – 3 чел. (2,5%)

Школа реализует следующие АООП:



адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для
обучающихся с расстройствами аутистического спектра;
адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с
умственной отсталостью.

АООП разработана в соответствии с ФГОС НОО и ООО и ФАОП НОО и ООО.
В школе созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ.
Классы, группы для обучающихся с ОВЗ скомплектованы в зависимости от категории
обучающихся, вариантов адаптированных основных образовательных программ и СанПиН:


общеобразовательные классы, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися
без ограничений возможностей здоровья по индивидуальной адаптированной
образовательной программе.

Разработана программа коррекционной работы, включающая коррекционно-развивающие
курсы, которую проводит педагог-психолог. Применяются специальные методы, приемы и
средства обучения и коррекционно-логопедической работы, в том числе специализированные
компьютерные технологии, дидактические пособия, визуальные средства, обеспечивающие
реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающие
контроль за устной и письменной речью. В образовательном процессе ведется тщательный отбор
и комбинирование методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности
обучающихся, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства
сохранных анализаторов; использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов,
алгоритмов, образцов выполнения задания).

9

Внеурочная деятельность
Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего
образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям
стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. Формы организации
внеурочной деятельности включают: кружки, секции, летний лагерь.
С 1 сентября 2023 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено
направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней
образования в объеме 34 часов. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в
расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Ответственными за
организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные
руководители.
С 1 сентября 2023 года в планы внеурочной деятельности ООП ООО и СОО включено
профориентационное внеурочное занятие «Россия – мои горизонты». Занятия проводятся в 6–11х классах по 1 часу в неделю.
Недельный план внеурочной деятельности
1-4 классы
Направление внеурочной
деятельности
Информационно - просветительские
занятияпатриотической,
нравственной и экологической
направленности «Разговоры о
важном».
Занятия, связанные с реализацией
особых интеллектуальных и
социокультурныхпотребностей
обучающихся.
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей и талантов.
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических сообществ, детских
общественных объединений.

Программа
1-3
1

Классы
2
1

4
1

3

- Краеведение

1

1

1

3

- Шашки

-

1

-

1

- Плавание

-

1

-

1

- Баскетбол

-

-

2

2

- «Орлята России»

1

1

1

3

3

5

5

13

- Разговоры о важном

ИТОГО

Итого

10

Направление внеурочной
деятельности
Информационно- просветительские
занятияпатриотической,
нравственной и экологической
направленности «Разговоры о
важном»
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
Занятия, связанные среализацией
особых интеллектуальных и
социокультурныхпотребностей
обучающихся

Занятия, направленные на
удовлетворение интересови
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и талантов
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на
педагогическоесопровождение
деятельности социально
ориентированных ученических
сообществ, детских общественных
объединений.

5-9 классы
Программа
5
1

Классы
6
7
8
1
1
1

9
1

Ито
го
5

-

1

1

1

1

4

-

-

1

-

-

1

- Литературное
краеведение
- История
Пензенского края
- География
Пензенской области
- Практическая
биология
- Занимательная
физика
- Химия вокруг нас

0,5

0,5

0,5

-

-

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

0,5

0,5

1

- Разговоры о важном

- Россия-мои
горизонты
- Юный механик

-

1

-

-

-

1

-

-

-

1

-

1

-

-

-

-

1

1

- Волейбол
- Спортивный туризм
- Робототехника
- Веселые ниточки

1
-

1

-

1
1
-

1
-

2
1
1
1

- Юнармия
- Юные инспектора
дорожного движения
- Медиацентр
- Музейное дело

-

1

-

1
-

-

1
1

-

-

-

-

1
1

1
1

ИТОГО

3

6

4

7

7

27

10-11 классы
Направление внеурочной деятельности

Программа

Информационно- просветительские
- Разговоры о важном
занятияпатриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»

Классы
10
11
0,5
0,5

Итого
1

11

Занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся
Занятия, связанные среализацией
особых интеллектуальных и
социокультурныхпотребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересови
потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии
и развитии способностей и талантов

- Россия-мои горизонты

0,5

0,5

1

- История Пензенского
края
- Экология
- Лингвистическое
краеведение
- Стрелковый

0,25

0,25

0,5

0,25
-

0,25

0,25
0,25

0,5

0,5

1

2

2

4

ИТОГО

Вывод. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме.
Воспитательная работа
Воспитательная работа в 2023 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами
воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующие
ООП.
Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим
модулям:
инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Школьный урок»,
«Внеурочная деятельность», «Курсы внеурочной деятельности», «Взаимодействие с
родителями», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация»;
 вариативные – «Детские общественные объединения», «Ключевые общешкольные
дела», «Профилактика».


Воспитательные события в школе проводятся в соответствии с календарными планами
воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу
модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации
совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны:






коллективные школьные дела;
акции;
трудовые десанты;
проектная деятельность;
мастер-классы

Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты:
планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей
обучающихся;
 в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации
воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию, которые


12

направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его
кругозора;
 наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в
гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных
руководителей Шулепиной М.В. (4 класс), Ивашкиной Е.В. (5 класс), Ивашкина А.И. (8
класс), Сорокиной Н.В. (10 класс).
Посещенные классные мероприятия показывают, что в основном классные руководители
проводят классные мероприятия на достаточно высоком уровне.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся организуется в рамках
реализации рабочей программы воспитания. Деятельность носит системный характер и
направлена на формирование:





гражданского правосознания;
патриотизма и духовно-нравственных ценностей;
экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира;
активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении.

В 2023 году в школе проведено 18 общешкольных мероприятия, 23 единых классных часа, 10
акций гражданско-патриотической направленности.
В 2023 году обучающиеся приняли участие во всероссийских акциях и просветительских
проектах:






в военно-спортивной игре «Зарница»
«Окна Победы»
«Голубь мира»
«Белый журавль»
«Блокадный хлеб»

В 2023 году в школе создана первичная ячейка РДДМ «Движение первых». В состав ячейки
вошли 45 обучающихся 5-9-х классов. Ответственным за работу первичного школьного
отделения РДДМ назначен советник директора по воспитанию Сорокина Н.В.
Целью первичного отделения РДДМ «Движения первых» является совершенствование
государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие
формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. РДДМ
объединяет в себе уже существующие детские движения в лицее, приводит к единообразию
программы воспитания.
Цель реализуется через следующие задачи:
-воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности
Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
-предоставление возможности школьникам проявить себя, реализовать свой потенциал и
получить признание;
-формирование содружества учащихся на основе любви к школе, малой родине, своей
стране, уважения традиций и соблюдения Устава лицея, толерантности и товарищества;
13

-формирование у детей позитивного отношения к ЗОЖ;
-формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью;
-содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению
социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- пропаганда среди школьников идей добровольного труда на благо общества и здорового
образа жизни;
-повышение

информационно–медийной грамотности современных школьников.

Деятельность первичного отделения осуществляется в рамках вариативного модуля рабочей
программы воспитания «Детские общественные объединения». Конкретные воспитательные
события, дела и мероприятия отделения конкретизированы в календарном плане воспитательной
работы.
В 2023 году школа реализует профориентационный минимум на основном уровне. Школа
реализует профориентационный минимум на основном уровне в полном объеме. План
мероприятий включает все необходимые мероприятия, предусмотренные для основного уровня.
Для реализации программы основного уровня для участия обучающихся 6–11-х классов в
профориентационной деятельности созданы следующие организационные и методические
условия:
назначен ответственный по профориентации – педагог-организатор;
определены ответственные специалисты по организации профориентационной работы –
классные руководители 6–11-х классов
 специалисты по организации профориентационной работы прошли инструктаж по
организации и проведению профориентационной работы;
 сформированы учебные группы для участия в профориентационных мероприятиях из
числа обучающихся 6–11-х классов;
 разработан план профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся.



Для реализации профориентационного минимума привлечены партнеры:


ИП Бареев Р.Ф.

Формат привлечения партнеров к реализации профориентационного минимума в 2023 году:



организация и проведение профессиональных проб на базе организаций-партнеров;
привлечение организаций-партнеров к участию в Дне профессии, Дне открытых дверей,
Дне выпускника;



Мероприятиями для реализации профориентационного минимума охвачены 100 процентов
обучающихся 6–11-х классов.
В период с 01.09.2023 до 31.12.2023 в рамках профориентационного минимума реализованы
следующие мероприятия:
14

Дата

Мероприятие

Ответственный

01.09.2023

В расписании занятий внеурочной деятельности 6–11-х
классов предусмотрено проведение профориентационных
уроков еженедельно (по четвергам, 1 час)

классные
руководители

10.09.2023

Регистрация школы в проекте «Билет в будущее» –
зарегистрировано 55 (100%) обучающихся 6–11-х классов

классные
руководители

20.09.2023

Обеспечена возможность участия в онлайн-диагностике
обучающихся 6–11-х классов. Приняли участие в
диагностике 100% обучающихся 6–11-х классов

классные
руководители

21.09.2023–
27.09.2023

Проведены групповые консультации с обсуждением
результатов онлайн-диагностики

классные
руководители

Эффективность воспитательной работы школы в 2023 году оценивалась по результатам
анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам
оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим
периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне
организации воспитательной работы школы в 2023 году.
Деятельность педагогического коллектива по воспитанию осуществляется в соответствии с
поставленными целью и задачами на удовлетворительном уровне. Все запланированные
мероприятия реализованы в полном объеме.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность.
Охват дополнительным образованием и внеурочной деятельностью в школе в 2023 году
составил 94 процента.
Во втором полугодии 2022/23 учебного года школа реализовывала дополнительные
общеразвивающие программы по направленностям:







духовно-нравственное
спортивно-оздоровительное
общекультурное
общеинтеллектуальное
социальное
техническое

В первом полугодии 2023/24 учебного года реализовывала дополнительные общеразвивающие
программы по направленностям:
информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной
и
экологической направленности
 занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся.
 занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.


15

занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности
социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений
 занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и
потребностей обучающихся
 техническое


В 2023 году школа продолжила работу в проекте Минпросвещения «Школьный театр»
(протокол Минпросвещения от 27.12.2021 № СК-31/06пр). В школе с 1 сентября 2023 года
организовано объединение дополнительного образования театральный кружок «Истоки».
Разработана программа дополнительного образования. Руководитель театральной студии –
педагог дополнительного образования Каракина Е.В. Педагог имеет необходимую
квалификацию. Составлены план и график проведения занятий кружка. Созданы условия для
организации образовательного процесса: выделены помещение и специальное оборудование –
магнитофон с поддержкой mp3, мультимедиапроектор и экран, компьютер с возможностью
просмотра CD/DVD и выходом в интернет.
С 1 сентября 2023 года реализуются программы дополнительного образования спортивной
направленности:




легкая атлетика
лыжные гонки
мини-футбол

Для успешной реализации проекта имеется необходимая материально-техническая база:
спортивный зал, использующийся для проведения спортивных соревнований с участием
школьников;
 музыкальная аппаратура для проведения мероприятий и организации общешкольных
мероприятий (усилители звука, колонки, музыкальный центр, микрофоны);
 коллекция фонограмм и аудиозаписей для проведения воспитательных мероприятий.


Вывод: программы дополнительного образования выполнены в полном объеме. Исходя из
результатов анкетирования обучающихся и их родителей, качество дополнительного
образования существенно повысилось.
Об антикоронавирусных мерах
Школа в течение 2023 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого были
запланированы организационные и санитарно-противоэпидемические мероприятия в
соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы
образовательных организаций. Так, школа:
закупила бесконтактные термометры, рециркуляторы, средства и устройства для
антисептической обработки рук, маски многоразового использования, маски
медицинские, перчатки из расчета на два месяца;
 разработала графики уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала
максимально безопасные условия приема пищи;
 закупила достаточное количество масок для выполнения обязательного требования к
ношению масок на экзамене членами экзаменационной комиссии;


16



разместила на сайте необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки
распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным
планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными
актами Школы.
Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая.
Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8-е классы – 34 недели, 9-е и 11-е
классы – по окончании ГИА.
Продолжительность уроков – 45 минут.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-х
классов, по шестидневной учебной неделе — для 2–11-х классов. Занятия проводятся в одну
смену для всех обучающихся.
Таблица 4. Режим образовательной деятельности
Классы
1

Количество Продолжительность урока
смен
(минут)
1

Ступенчатый режим:

Количество
учебных дней в
неделю

Количество учебных
недель в году

5

33

5

34

35 минут
(сентябрь–
декабрь);
 40 минут (январь–
май)


2–11

1

45

Начало учебных занятий – 8 ч 30 мин.
V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2022/23 учебного
года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных
образовательных программ.
Таблица 5. Статистика показателей за 2023 год
№
п/п
1

Параметры статистики

2022/23 учебный
год

Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для 2023), в
том числе:
17

– начальная школа

49

– основная школа

66

– средняя школа

6

Количество обучающихся, оставленных на повторное обучение:
2

3

4

– начальная школа

–

– основная школа

–

– средняя школа

–

Не получили аттестата:

–

– об основном общем образовании

–

– о среднем общем образовании

–

Окончили Школу с аттестатом особого образца:

2

– в основной школе

-

– в средней школе

2

Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения
основных образовательных программ сохраняется, при этом стабильно растет количество
обучающихся Школы.
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Таблица 6. Результаты освоения учащимися программы начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2023 году
Классы

Всего
уч-ся

Из них успевают

Окончили год

Не успевают

Переведены
условно

Всего

Из них на

Кол-во

%

с «4» и
«5»

%

с «5»

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2

12

12

100

7

58,3

2

16,7

-

-

-

-

-

-

3

15

15

100

8

53,3

-

-

-

-

-

-

-

-

4

13

13

100

5

38,5

-

-

-

-

-

-

-

-

40

40

100

20

50

2

10

-

-

-

-

-

-

Итого

Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего образования
по показателю «успеваемость» в 2023 году с результатами освоения учащимися программы
начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году, то можно отметить,
что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 1,2 процента (в 2022-м был 49,4%).

18

Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы основного общего образования по
показателю «успеваемость» в 2023 году
Классы

Всего

Из них
успевают

Окончили год

уч-ся

Не успевают

Переведены
условно

Всего

Из них н/а

Кол-во

%

«4» и
«5»

%

«5»

%

Коло

%

Кол-во

%

Кол-о

%

5

16

16

100

6

37,5

-

-

-

-

-

-

-

-

6

9

9

100

4

44,4

1

11,1

-

-

-

-

-

-

7

12

12

100

5

41,7

1

8,3

-

-

-

-

-

-

8

14

14

100

5

35,7

1

7,1

-

-

-

-

-

-

9

15

15

100

6

40

-

-

-

-

-

-

-

-

66

66

100

26

39,4

3

4,5

-

-

-

-

-

-

Итого

Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2023 году процент учащихся,
окончивших на «4» и «5», повысился на 1,3 процента (в 2022-м был 38,8%).
Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по
показателю «успеваемость» в 2023 году
Классы

Всего
уч-ся

Из них успевают

Окончили год

Не успевают

Переведены
условно

Всего
Кол-во

%

«4» и
«5»

«5»

%

%

Из них на

Колво

%

Кол-во

%

Кол-во

%

10

2

2

100

1

50

1

50

-

-

-

-

-

-

11

4

4

100

-

-

3

75

-

-

-

-

-

-

Итого

6

6

100

1

16,6

4

66,6

-

-

-

-

-

-

Результаты ГИА-2023
В 2023 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с Порядками ГИА-9 и ГИА-11.
Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум предметам на
выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку
и математике – и при желании по предметам по выбору.
Таблица 9. Общая численность выпускников 2022/23 учебного года

Общее количество выпускников
Количество обучающихся на семейном образовании

9-е классы

11-е
классы

15

4

-

19

Количество обучающихся с ОВЗ
Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое
собеседование/сочинение
Количество обучающихся, не допущенных к ГИА
Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА
Количество обучающихся, сдававших ГИА в форме промежуточной
аттестации
Количество обучающихся, получивших аттестат

-

-

15

4

-

-

15

4

-

-

15

4

ГИА в 9-х классах
В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 08.02.2023 в очном формате.
В итоговом собеседовании приняли участие 15 обучающихся (100%), все участники получили
«зачет».
В 2023 году 15 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по
основным предметам – русскому языку и математике на среднем уровне. Успеваемость по
математике и русскому языку за последние три года не изменилась и стабильно составляет 100
процентов.
Таблица 10. Результаты ОГЭ по обязательным предметам
Учебный
год

Русский язык

Математика

Успеваемость

Средний
балл

Успеваемость

Средний
балл

2020/2021

100

3,8

100

3,2

2021/2022

100

3,7

100

3,3

2022/2023

100

3,4

100

3,6

Также 15 выпускников 9-х классов успешно сдали ОГЭ по выбранным предметам. Результаты
ОГЭ по предметам по выбору показали стопроцентную успеваемость и в целом хорошее
качество знаний обучающихся.
Таблица 11. Результаты ОГЭ в 9-х классах
Количество
обучающихся

Средний
балл

Успеваемость

Обществознание

9

3,3

100

История

1

3

100

Биология

9

3,4

100

Информатика

9

3,2

100

Предмет

20

Физика

1

4

100

География

1

3

100

Все девятиклассники Школы успешно закончили 2022/23 учебный год и получили аттестаты об
основном общем образовании.
Таблица 12. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования
за три последних года
2020/21

2021/22

2022/23

Критерии

Кол- %
во

Кол %
-во

Кол- %
во

Количество выпускников 9-х классов всего

15

100

15

100

15

100

Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «5»

2

13.3 2

13.3

-

-

Количество выпускников 9-х классов, успевающих по
итогам учебного года на «4» и «5»

6

40

3

20

6

40

Количество выпускников 9-х классов, допущенных к
государственной (итоговой) аттестации

15

100

15

100

15

100

Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к
государственной (итоговой) аттестации

-

-

-

-

-

-

ГИА в 11-х классах
В 2022/23 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было
получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2022/23 года писали итоговое сочинение
7 декабря 2022 года. В итоговом сочинении приняли участие 4 обучающихся (100%), по
результатам проверки все обучающиеся получили «зачет».
В 2023 году все выпускники 11-х классов (4 человек) были допущены и успешно сдали ГИА.
Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ.
В 2023 году выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне. ЕГЭ
по математике на базовом уровне сдавали 2 выпускников. Результаты представлены в таблице.
Таблица 13. Результаты ГИА-11 по базовой математике 2023 году
Критерии

Математика
(базовый уровень)

Количество обучающихся, которые сдавали математику на базовом
уровне

2

Средний балл

5

Количество обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по

2
21

пятибалльной системе
Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по
пятибалльной системе

100

ЕГЭ по русскому языку сдавали 4 обучающихся. Все выпускники 11-х классов успешно
справились с экзаменом.
Таблица 14. Результаты ЕГЭ по русскому языку
Критерии

Русский язык

Количество обучающихся

4

Количество обучающихся, которые не набрали минимальное
количество баллов

-

Количество обучающихся, которые получили высокие баллы (от 80 до
100)

-

Средний балл

69

В 2023 году ЕГЭ по математике на профильном уровне сдавали 2 человека. Все обучающиеся
успешно справились с экзаменом.
Таблица 15. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике и русскому языку за три
последних года
Учебный год

Математика

Русский язык

2020/2021

52

64,2

2021/2022

60,4

68,2

2022/2023

30,5

69

Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов.
Таблица 16. Результаты ЕГЭ в 2023 году
Учебные предметы

Количество
участников ЕГЭ

Средний
балл

Успеваемость

Русский язык

4

69

100

Математика (базовый уровень)

2

5

100

Математика (профильный уровень)

2

30,5

100

Химия

1

42

100

Биология

1

55

100

История

1

51

100
22

Обществознание

2

55,5

100

Информатика

1

42

100

Все выпускники 11-х классов успешно завершили учебный год и получили аттестаты.
Количество обучающихся, получивших в 2022/23 учебном году аттестат о среднем общем
образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении», – 2 человека, что составило 50
процентов от общей численности выпускников 2023 года.
Таблица 17. Количество медалистов за последние пять лет
Медаль «За особые успехи в учении»
2021

2022

2023

1

0

2

Таблица 18. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2022–2023 учебном году
№ п/п Ф. И. О. выпускника

Класс

Классный руководитель

1

Почивалова Алина Аяровна

11

Ивашкина Елена Владимировна

2

Симбирцева Ульяна Александровна 11

Ивашкина Елена Владимировна

Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11
1. Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по результатам
ГИА по всем предметам.
2. По ГИА-9 средний балл выше 3 по обязательным предметам и предметам по выбору,
кроме физикb.
3. По ЕГЭ средний балл по базовой математике – 5, по профильной математике – 30,5, по
русскому языку – 69.
4. Среди выпускников 11-х классов аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в
учении» получили 2 человек (50%).
Результаты ВПР
Проведенные весной 2023 года Всероссийские проверочные работы показали стабильное
значение результатов по всем предметам, проводимым в рамках Всероссийских проверочных
работ.
Активность и результативность участия в олимпиадах
В 2023 году проанализированы результаты участия обучающихся Школы в олимпиадах и
конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней.
В 2023/24 году в рамках ВсОШ прошли школьный и муниципальный этапы. Сравнивая
результаты двух этапов с результатами аналогичных этапов, которые прошли осенью 2022 года,
можно сделать вывод, что количественные показатели не изменились, а качественные – стали
чуть ниже.
23

В 2023 году был проанализирован объем участников конкурсных мероприятий разных
уровней. Дистанционные формы работы с учащимися, создание условий для проявления их
познавательной активности позволили принимать активное участие в дистанционных конкурсах
регионального, всероссийского и международного уровней. Результат – положительная
динамика участия в олимпиадах и конкурсах, привлечение к участию в интеллектуальных
соревнованиях большего количества обучающихся Школы.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Предмет

Количество
участников

Русский язык
Литература
Математика
Физика
Химия
Биология
История
Обществознание
География
Немецкий язык
Экономика
Право
Физическая
культура
ОБЖ

Количество
победителей

Количество призеров

1
2
1
1
2
2
1
3
2
2
2

-

(Мясинцева Ксения 2 место)
-

3

-

-

VI. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ
Таблица 21. Востребованность выпускников
Год
выпус
ка

Основная школа
Всего

Перешл
и в 10-й
класс
Школы

Перешл
и в 10-й
класс
другой
ОО

2021

15

4

-

2022

15

2

2023

15

4

Средняя школа

Поступили в
профессиональну
ю ОО

Всего

Поступил
и в вузы

Поступили в
профессиона
льную ОО

Устроились
на работу

Пошли
на
срочную
службу
по
призыву

11

5

4

1

-

-

-

13

5

5

-

-

-

-

11

4

4

-

-

-

В 2023 году 100 процентов выпускников 4-х классов перешли в 5-й класс школы.
В 2023 году 5 выпускников 9-го класса, продолжили обучение в своей школе.
Количество выпускников, поступающих в вузы, стабильно по сравнению с общим
количеством выпускников 11-го класса.

24

VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Деятельность по оценке качества образования в Школе в 2023 году организовывалась на
основании Положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и в
соответствии с Планами ВСОКО на 2022/23 и 2023/24 учебные годы.
Внутренняя система оценки качества образования Школы ориентирована на решение следующих
задач:
систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в
образовательной организации для
принятия
обоснованных
и
своевременных
управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной
деятельности и достижение планируемых результатов;
 максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве
образования как на этапе планирования достижения образовательных результатов, так и
на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению
соответствующего качества образования.


Основными направлениями и целями оценочной деятельности в Школе являются:
оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как
основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего
мониторинга
образовательной
организации,
мониторинговых
исследований
муниципального, регионального и федерального уровней;
 оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных
процедур;
 оценка
результатов деятельности образовательной организации как основа
аккредитационных процедур.


Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся являются:
личностные результаты;
метапредметные результаты;
предметные результаты;
участие и результативность в школьных, областных и других предметных олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях;
 анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников.





Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются:
стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, портфолио, внутришкольный
мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестацию обучающихся.
Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает в себя:
исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством
образовательного процесса и качеством условий;
 программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное
пополнение и эффективность его использования в учебном процессе;
 оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и
мебелью;


25

обеспеченность методической и учебной литературой;
диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период
адаптации;
 оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения
контингента обучающихся;
 оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация
педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и
использование современных методик и технологий, подготовка и участие в качестве
экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в профессиональных
конкурсах);
 использование социальной сферы микрорайона и города.



Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются
экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование.
Исследование
удовлетворенности
родителей
образовательного процесса и качеством условий

(законных

представителей)

качеством

VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится
целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального
баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его
развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего
законодательства.
Основные принципы кадровой политики направлены:
на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
 повышение уровня квалификации персонала.



На период самообследования в школе работают 20 педагогов, из них 5 – внешних совместителей.
Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного общего
образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся (способности
решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных
предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с
изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную готовность
педагогических кадров. Так, 100 процентов понимают значимость применения такого формата
заданий, 80 процентов педагогов не испытывают затруднений в подборе заданий, 20 процентов
педагогов планируют применение данных заданий после прохождения соответствующего
обучения. В связи с обязательным обеспечением условий формирования функциональной
грамотности в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров
включены мероприятия по оценке и формированию функциональной грамотности в рамках
внутриорганизационного обучения и организации
обучения по дополнительным
профессиональным программам повышения квалификации педагогов предметных и
метапредметных профессиональных объединений.
26

Анализ кадрового потенциала Школы для внедрения требований обновленного ФГОС СОО в
части обеспечения углубленного изучения учебных предметов и профильного обучения
показывает, что педагоги имеют опыт преподавания предметов на углубленном уровне в рамках
среднего общего образования. В связи с чем принято решение о планировании адресной
подготовки педагогов по выбранным обучающимися учебным предметам для углубленного
изучения на уровне СОО, развитии системы наставничества и работы в парах.
С целью реализации ФОП в план непрерывного профессионального образования
педагогических и управленческих кадров в Школе в 2023 году проведены мероприятия по
повышению профессиональных компетенций педагогов для работы по федеральным рабочим
программам. Организовано повышение квалификации педагогов для успешного внедрения
федеральных образовательных программ в школе.
Итоги мероприятий к Году педагога и наставника
В соответствии с Указом Президента РФ от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской
Федерации Года педагога и наставника». В период с января по декабрь 2023 года в соответствии
с планом в школе было проведено 26 мероприятий, в которых приняли участие обучающиеся,
педагоги и родители.
Название конкурса
Муниципальный этап
Всероссийского конкурса «Учитель
года»

Ф. И. О. педагога
Шебурова Лилия
Вячеславовна

Результат
Победитель муниципального
этапа Всероссийского конкурса
«Учитель года» в номинации
«Творческий
подход
и
оригинальность»

Итоги аттестации педагогических кадров в 2023 году
Аттестация педагогов Школы в 2023 учебном году проходила в целях подтверждения
соответствия занимаемой должности и в целях установления квалификационной категории. В
ходе аттестации была обеспечена публичность представления результатов деятельности
педагогов:



через выступления на педагогических советах;
открытые уроки, воспитательные мероприятия.

По итогам 2023 года в процедуре аттестации в целях соответствия квалификационной категории
подали 1 педагог на первую квалификационную категорию.
По результатам аттестации педагогу установлена первая квалификационная категория.
IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Обеспеченность доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) в
Школе составляет 100 процентов. В образовательном процессе используются ЭОР, включенные
в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, утвержденный приказом
Минпросвещения от 04.10.2023 № 738.

27

X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Общая характеристика:





объем библиотечного фонда (худ.литература) – 7923 единиц;
книгообеспеченность – 53 процентов;
обращаемость – 1783 единиц в год;
объем учебного фонда – 2561 единица.

Фонд библиотеки формируется за счет федерального, областного, местного бюджетов.
Таблица 22. Состав фонда и его использование
№

Вид литературы

Количество единиц в
фонде

Сколько экземпляров
выдавалось за год

1

Учебная

2561

1315

2

Педагогическая

112

7

3

Художественная

2695

356

4

Справочная

63

10

5

Языковедение,
литературоведение

148

34

6

Естественно-научная

754

32

7

Техническая

58

5

8

Общественно-политическая

432

24

Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС. В 2023 году все учебники фонда
соответствовали федеральному перечню, утвержденному приказ Минпросвещения от 21.09.2022
№ 858. Подготовлен перспективный перечень учебников, которые школе необходимо закупить
до сентября 2024 года. Также составлен список пособий, которые нужно будет списать до даты.
Средний уровень посещаемости библиотеки – 30 человек в день.
На официальном сайте Школы есть страница библиотеки с информацией о работе и проводимых
мероприятиях библиотеки Школы.
Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы
оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических
изданий и обновление фонда художественной литературы.
XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере
образовательные программы. В Школе оборудованы 33 учебных кабинета, 21 из них оснащен
современной мультимедийной техникой, в том числе:


лаборатория по физике;
28







лаборатория по химии;
лаборатория по биологии;
два компьютерных класса;
столярная мастерская;
кабинет ОБЖ

На первом этаже здания оборудован спортивный зал, столовая и пищеблок, а на втором этаже
актовый зал.
Учебные классы оборудованы мебелью в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20. Мебель в
классах расположена в соответствии с ростом и возрастом обучающихся. Парты и стулья
помечены цветовой маркировкой в соответствии с ростовой группой. Покрытие столов и стульев
не имеет дефектов и повреждений.
Организация рабочих мест удовлетворительная во всех кабинетах данного цикла: расстановка
мебели обеспечивает оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной
доски до первого и последнего ряда столов, рабочие места закреплены за учащимися.
В кабинетах соблюдаются требования СП 2.4.3648-20 к температурному режиму и режиму
проветривания. Все кабинеты оснащены термометрами для контроля температуры воздуха.
Для обеспечения охраны труда в кабинетах есть инструкции, журналы инструктажа, уголки
безопасности.
Все кабинеты оснащены специализированной мебелью и системами хранения в соответствии с
перечнем, утвержденном приказом Минпросвещения от 06.09.2022 № 804.
Кабинеты оснащены комплектами:





наглядных пособий;
карт;
учебных макетов;
специального оборудования,

в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минпросвещения от 06.09.2022 № 804.
Кабинеты для изучения предметных областей «Русский язык и литература, «Иностранные
языки», «Общественно-научные предметы», «Технология», «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности» оснащены комплектами:





наглядных пособий;
карт;
учебных макетов;
специального оборудования,

в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минпросвещения от 06.09.2022 № 804.
Кабинеты физики, химии и биологии оснащены лабораторно-технологическим оборудованием в
соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минпросвещения от 06.09.2022 № 804.

29

Кабинеты оснащены следующими техническими, электронными и демонстрационно-наглядными
средствами обучения: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска.
Размещение и хранение учебного оборудования во всех кабинетах удовлетворительное.
В оформлении кабинетов имеются классные уголки, на которых размещены правила поведения
учащихся. Оформлены выставки лучших детских работ. Кабинеты оформлены эстетично.
Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая
соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать
образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего
образования.
В Школе созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны ООП НОО и ООО, учителя
прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения
квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС2021 показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению ФГОС-2021.
Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые
имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что позволяет
обеспечивать стабильные качественные результаты образовательных достижений обучающихся.
Педагоги Школы владеют высоким уровнем ИКТ-компетенций.
Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Школы.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ МОУ
СОШ им. И.С.Кошелева с. Лермонтово Белинского района Пензенской области приступила к
реализации ООП всех уровней образования в соответствии с ФОП.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».