МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА КОШЕЛЕВА С. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442280 Пензенская область, Белинский район, с.Лермонтово , ул. Центральная, д.9,
ИНН 5810004700 ОГРН 1025801069690
тел.( 3-54-82)
Принято педагогическим Советом
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с.Лермонтово Белинского района
Пензенской области
Протокол № 6 от 25.12.2023 года
Утверждено
Директор МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области
_________________ В.Н. Сорокина
Приказ № 109 от 25.12..2023 года
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с последующими изменениями и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ
«О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021 года), с учетом Федерального закона
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 28 декабря 2022 года, Устава школы и других нормативных правовых
актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательной
организации.
1.2. Данное Положение о школьной библиотеке (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и библиотекаря.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры
личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания образовательной, воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению образовательной
организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в образовательной, воспитательной деятельности в целях
обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры, обеспечивается учебными, методическими и
справочными документами.
1.7. Школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и
других работников образовательной организации. Удовлетворяет запросы родителей на
литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе освоения Федеральных государственных образовательных стандартов,
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
установки на здоровый образ жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями отдела
образования администрации Белинского района и Уставом образовательной организации.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.
1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится
в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки.
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №
114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 28 декабря
2022 года).
2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам
относятся:
• материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности;
• публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
• любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
3. Задачи библиотеки.
3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на бумажном носителе (книжный фонд, фонд периодических изданий);
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя –
обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и критической оценке
информации.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки.
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных
ресурсов образовательной
организации:
• комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список
экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской
Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), базы данных образовательной организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7.Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8.Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9.Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10.Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11.Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12.Формирует библиотечный актив.
4.13.Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14.Организует работу по сохранности библиотечного фонда образовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки.
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом
образовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется директором в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
6. Организация, управление и штаты.
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и
отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности
библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2.
Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Библиотекарь назначается директором образовательной организации, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана образовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы образовательной организации.
6.7. Трудовые отношения библиотекаря и образовательной организации регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.8. Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в образовательной
организации.
7. Права, обязанности и ответственность библиотекаря.
7.1 Библиотекарь имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями
и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной
организации;
• определять источники комплектования информационных ресурсов;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
• участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
7.2. Библиотекарь обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;
• информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
• формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями
учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
• обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
• вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотекарь несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки.
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания
и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой.
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится
в индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется в
читальном зале.
10. Заключительные положения.
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора образовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)