Положение о школьной библиотеке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА КОШЕЛЕВА С. ЛЕРМОНТОВО
БЕЛИНСКОГО РАЙОНА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
442280 Пензенская область, Белинский район, с.Лермонтово , ул. Центральная, д.9,
ИНН 5810004700 ОГРН 1025801069690
тел.( 3-54-82)

Принято педагогическим Советом
МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с.Лермонтово Белинского района
Пензенской области
Протокол № 6 от 25.12.2023 года

Утверждено
Директор МОУ СОШ им. И.С. Кошелева
с. Лермонтово Белинского района
Пензенской области
_________________ В.Н. Сорокина
Приказ № 109 от 25.12..2023 года

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

1. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с последующими изменениями и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ
«О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021 года), с учетом Федерального закона
от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 28 декабря 2022 года, Устава школы и других нормативных правовых
актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательной
организации.
1.2. Данное Положение о школьной библиотеке (далее - Положение) обозначает основные
принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности,
управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и библиотекаря.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры
личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного
обслуживания образовательной, воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет
уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению образовательной
организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в образовательной, воспитательной деятельности в целях
обеспечения права участников образовательных отношений на бесплатное пользование
библиотечно-информационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в
обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и
просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании
достижений общечеловеческой культуры, обеспечивается учебными, методическими и
справочными документами.
1.7. Школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и
других работников образовательной организации. Удовлетворяет запросы родителей на
литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе освоения Федеральных государственных образовательных стандартов,
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
установки на здоровый образ жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями отдела
образования администрации Белинского района и Уставом образовательной организации.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в
Правилах пользования библиотекой.

1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится
в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки.
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей,
гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №
114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями на 28 декабря
2022 года).
2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким материалам
относятся:
• материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо
обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой
деятельности;
• публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое
превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных
преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего
Федерального закона;
• любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
3. Задачи библиотеки.
3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям,
идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных
ресурсов на бумажном носителе (книжный фонд, фонд периодических изданий);
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя –
обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и критической оценке
информации.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.

3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных
процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.
4. Основные функции библиотеки.
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных
ресурсов образовательной
организации:
• комплектует
универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных
и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список
экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской
Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных
других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические
картотеки), базы данных образовательной организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры,
указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
• создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной,
творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с
книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их
учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
• организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с
обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательной организации, осуществляет накопление, систематизацию
информации по предметам, разделам и темам;

• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.

4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в
библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7.Осуществляет ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8.Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9.Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10.Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11.Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12.Формирует библиотечный актив.
4.13.Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14.Организует работу по сохранности библиотечного фонда образовательной
организации.
5. Организация деятельности библиотеки.
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы,
программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов
и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры,
оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для
деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом
образовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется директором в соответствии с правилами
внутреннего распорядка школы.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
• одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится.
6. Организация, управление и штаты.
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и
отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности

библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за
создание комфортной информационной среды для читателей.
6.2.
Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися,
их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом
общеобразовательной организации.
6.3. Библиотекарь назначается директором образовательной организации, является членом
педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана образовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную
документами об образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы образовательной организации.
6.7. Трудовые отношения библиотекаря и образовательной организации регулируются
трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому
законодательству Российской Федерации.
6.8. Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования
охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в образовательной
организации.
7. Права, обязанности и ответственность библиотекаря.
7.1 Библиотекарь имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями
и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной
организации;
• определять источники комплектования информационных ресурсов;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры
компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей
ответственность несут законные представители;
• участвовать в управлении образовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
7.2. Библиотекарь обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами
библиотеки;

• информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
• формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями

учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
• обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой
школы;
• вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед
директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотекарь несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки.
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных
ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания
и другие источники информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не
делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях,
оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные
дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными,
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в
образовательной организации.

9. Порядок пользования школьной библиотекой.
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится
в индивидуальном порядке, а родителей (законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется в
читальном зале.
10. Заключительные положения.
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в
действие) приказом директора образовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Как подготовить ребёнка к новому учебному году.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».